Гран-при Канады получился очень захватывающим, несмотря на достаточно спокойный старт. Основной интерес и зрительский азарт появился только во второй половине гонки, когда проявилась разница в командных стратегиях. С этого момента и до последнего момента не было понятно, чья тактика принесет свои дивиденты пилотам. В результате на подиуме оказались Серхио Перес и Ромен Грожан, что стало весьма неожиданным фактом, подчеркивающим непредсказуемость канадского Гран-при.
Гонка в Монреале, так же как и в Мельбурне, проходит по временному треку, который используется только в течение Гран-при. Соответственно, когда пилоты выезжают на первую тренировку, трасса очень грязная. И пилоты «Формулы-1», и пилоты всех классов поддержки, в том числе формульно-кузовные классы, весь уик-энд эту трассу вычищают своими колесами.
Как известно, никаким пылесосом трассу не вычистишь, как гоночной покрышкой.
Именно поэтому трасса постоянно ускоряется. На классических трассах пилоты могут уже на третьем-четвертом круге поставить время круга, которое будет держаться в течение всего уик-энда. Здесь же лучший результат все время увеличивается, так как трасса постепенно очищается и прорезинивается. Поэтому, самые быстрые результаты гонщики показывают на последних кругах. Это такая особенность всех временных автодромов, в том числе и монреальского. В таких заездах очень важна работа с резиной.
Фернандо Алонсо, который долгое время лидировал в Гран-при, не хватило лишнего пит-стопа. Тактика испанца имела бы определенный выигрыш, если бы он сумел сберечь резину. Но ему это не удалось, и вообще, это большая удача, что он финишировал в десятке. В определенный момент казалось, что одно из колес может просто не выдержать и взорваться. Финишировал он уже на ошметках резины, а не на полноценном гоночном колесе.
У любой командной тактики есть свои плюсы и минусы.
Но есть одно основное правило: если ты идешь на заведомо меньшее количество пит-стопов, чем твои соперники, нужно гораздо аккуратнее относиться к резине. Это не значит, что нужно сбрасывать скорость и ехать на 50км в час медленнее остальных. Но все опытные пилоты знают, как сберечь резину. Во-первых, на торможении — очень аккуратном и плавном, интенсивном, но не настолько, чтобы прожечь колесо. В таких ситуациях нельзя категорически нельзя допускать прожига колеса. Если колесо прожигается в одном пятне контакта, оно становится квадратным, начинается сильная вибрация и ехать на такой машине долго и быстро становится невозможно.
Второй момент в том, что пилот должен четко следить за работой акселератора на выходе из поворота. Он должен воздействовать на педаль таким образом, чтобы ни задняя, ни передняя ось не испытывали дискомфорта. То есть, заднюю ось не должно заносить, а переднюю пропихивать. Конечно, у каждого автомобиля есть своя поворачиваемость, которая задается настройками автомобиля. Но в то же время сам пилот может перегрузить колеса, пилотируя более агрессивно, чем того позволяет подвеска и покрышка. В такие моменты колеса подвергаются сильному износу.
Разумеется, этого невозможно избежать при прямой борьбе с конкурентами, при непосредственном обгоне, когда нужно накопить скорость в конце прямой. Для того, чтобы показать большую скорость в конце прямой, нужно выехать быстрее конкурента из предыдущего поворота, в этот момент покрышки очень сильно перегружаются. Пилот должен четко дозировать количество таких обгонов, четко рассчитать свои силы.
Алонсо этого сделать не смог. В итоге в Канаде выиграли те, кто сумел сберечь резину.
Сложно сказать, как это делает Экклстоун, но есть абсолютная уверенность в том, что седьмой победитель в семи гонках — его проделеки. Но чемпионат в этом году очень интересный, как раз от того, что идет совершенно непредсказуемая борьба.
Касательно молодого гонщика Серхио Переса, финишировавшего третьим, стоит сказать, что на треке он смотрится очень неплохо. Поговаривают, что со временем он заменит Фелипе Массу в «Феррари». Вряд ли кто-то удивится, если это случится. Это будет достойная замена, в «Феррари» он не потеряется. Нужно отметить и его «Заубер», который в этом году сделал фантастический прогресс, его машины быстры и конкурентноспособны.
Трудно сказать что-то новое про Виталия Петрова.
Он делает свою работу как может, Ковалайнену проигрывает совсем немного. Ему надо дотерпеть до настоящего автомобиля, до быстрой машины. А сейчас его задача учиться, делать то, что он не доделал, когда только пришел в «Формулу-1». Тогда он сразу попал в топ-команду, чем многие, как и он сам, были немного обмануты. От него многого ожидали, может быть от этого было какое-то головокружение. Сейчас ему необходимо научиться правильно работать с болидом «Формулы-1», правильно подходить ко всем заездам, включая свободные гонки и квалификации. И ждать своего шанса пересесть на реально быстрый автомобиль. Виталий ничем не хуже пилотов, которых мы видели на призовом подиуме Гран-при Канады.
Подготовил Иван Лидский
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице «Формулы-1».