Российская шахматистка Валентина Гунина в пятницу, 8 июня, привезла в Москву только что завоеванную корону чемпионки мира в блице, и прилагающийся к ней венец из лавровых листьев. Стоит отметить, на хрупкой девушке этот венец смотрелся весьма громоздко и, по словам самой спортсменки, очень сковывал движения.
— Что было тяжелее – завоевать корону с венцом или увезти их на себе из Батуми?
— Тяжелее, конечно, выигрывать! Тяжело было сделать этот шаг, потому что все соперницы были достойны. А так да, венок, конечно, когда на шею одеваешь, не дает возможности двигаться. Но все равно, естественно, держать его и корону очень приятно.
— Корона тяжела не только сама по себе, но и тем, что ее в следующем году придется отстаивать...
— Я пока не думаю об этом.
— А как вообще произошло, что вы увлеклись шахматами?
— Когда мне было пять лет, мой папа, который работал тренером по шахматам, обучил меня и моего брата, который старше меня на три года. Сначала я тянулась за братом, а потом, с каждым годом мне стало все больше и больше нравиться играть в шахматы.
— Брат продолжает карьеру?
— Он уже бросил шахматы.
Я оказалась большим бойцом, чем он.
— Какие-нибудь турниры вам больше запомнились?
— Ну таких было много. Этот чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат России. Детское первенство, в котором я участвовала в 10 лет
— Почему именно блиц?
— Я с детства очень много тренировалась играть именно в блиц, и у меня очень хорошая реакция.
— Смотря на матч за мировую шахматную корону между Вишванатаном Анандом и Борисом Гельфандом, не возникало ли желание попробовать себя в классических шахматах?
— Для этого нужно очень серьезно работать, перед тем как выйти на крупные турниры по классическим шахматам. А так, конечно, хотелось бы.
— Почему, на ваш взгляд, в мире не практикуются смешанные турниры по шахматам, где женщины могли бы противостоять мужчинам?
--Такие турниры существуют, но не на большом уровне. Все-таки женщины не могут играть в такую силу, как мужчины. Наверное, Юдит Полгар является единственной представительницей женского пола, которая может выступать на таком уровне.
— А у вас какие были ориентиры в шахматах?
— Мои кумиры – Бобби Фишер и Гарри Каспаров.
— Звание гроссмейстера как-нибудь влияет на вашу личную, повседневную жизнь?
— Я, честно говоря, не люблю говорить в повседневной жизни, кто я. Вот даже когда мы идем с друзьями куда-нибудь в кино, или в кафе, и они начинают рассказывать обо мне, то становится как-то не по себе.
— Почему же?
— Я не люблю афишировать то, чем я занимаюсь. Если люди знают, то хорошо.
А лишний раз рассказывать о себе, хвастаться – это не мое.
— Кирсан Илюмжинов рассказывал о том, что в Китае, со сборной которого вам скоро предстоит сыграть товарищеский матч, в качестве поддержки и спонсирования развития шахмат ежегодно тратятся десятки миллионов долларов. На ваш взгляд, как финансовые вливания влияют на расстановку сил на доске?
— Если у федерации есть деньги на то, чтобы оплачивать тренеров для каждого игрока, то это, безусловно, большой плюс. А у нас часто некоторым игрокам приходится самим доставать средства на то, чтобы работать с тренерами, и на поездки на турниры. Еще в Китае есть традиция, что мужская сборная тренируется вместе с женской, и они передают друг другу опыт, обогащаются пониманием шахмат. Если бы у нас тоже была бы такая возможность, это очень помогло бы нашей команде.
— Почему у нас такой практики нет, это вопрос…
— Денежный прежде всего. Ни один профессионал не будет просто так раскрывать свои секреты и игровой стиль за спасибо.
— Какие планы у вас на будущее?
— Этим летом у меня будет три турнира подряд, поэтому я сейчас стараюсь немножко восстановить силы. Естественно, скоро буду тренироваться.
— А как же отдых? Лето ведь – пора отпусков…
— Я планирую перед началом тренировок куда-нибудь съездить отдохнуть, хотя бы даже на три дня. Не уверена, что получится, но желание такое имеется, ведь этим летом у меня снова не будет отпуска.
— Больше предпочитаете отдых на пляже, или культурный туризм?
— Если у тебя очень много турниров, и после них ты даже с трудом говоришь, то конечно нужно ехать на море. А так я очень люблю пешие прогулки, экскурсии, открывать для себя что-то новое.
— Есть ли у вас какая-нибудь любимая страна или место для отдыха?
— Мне очень нравится в черногорской Будве. Помню, была там, когда еще играли на детских первенствах. Там теплое море, солнце, и вообще все очень приятно.
— У вас осталась мечта в жизни, или вы ее реализовали, став чемпионом мира?
— У меня очень много целей, очень о многом мечтаю. Я строю и маленькие,и большие планы, понемногу стараюсь к ним стремиться.