В четверг не стало одного из лучших защитников в истории мирового хоккея, легендарного защитника московского «Динамо» и сборной СССР Валерия Васильева. Васильев скончался на 63-м году жизни после тяжелой болезни.
В «Динамо» Васильев играл с 1967 по 1984 год, но так ни разу не выиграл золото чемпионата СССР, где в ту пору равных не знали московские армейцы. Зато в составе сборной защитник дважды выиграл Олимпийские игры (1972 и 1976) и восемь раз становился чемпионом мира. В 1998 году Васильев был включен в Зал славы ИИХФ.
Васильев родился в Новгородской области, начал карьеру в горьковских «Динамо» и «Торпедо», но довольно скоро перебрался в «Динамо» московское, в составе которого в итоге провел 617 матчей и забросил 71 шайбу. Причем в Новогорске Васильев оказался во многом не по своей воле – после матча «Торпедо» и московского «Динамо» наставник бело-голубых Аркадий Чернышев забрал у молодого хоккеиста паспорт и сказал приезжать за ним в Москву, где тот в итоге и остался до конца жизни. В «Динамо» Васильев играл в паре с Виталием Давыдовым и быстро адаптировался к взрослому хоккею. Помогала в этом природная сила, о которой слагали легенды. У Васильева было много прозвищ: Волжский бурлак, Хозяин тайги, но сам он предпочитал определение «Ласковый звереныш». «Помню, один раз разозлился и гвоздь на палец намотал – «сотку», — рассказывал Васильев клубному журналу «Территория «Динамо» в прошлом году. — Но я старался силой своей просто так не пользоваться. Хотел играть в хоккей, а не быть тафгаем».
А про многочисленные игры в Америке в рамках Суперсерии-1972 и «Кубка Канады» Васильев вспоминал: «В Америке я не церемонился. Применял силовые приемы на раз-два. Недаром меня там прозвали Железной жопой и Хозяином тайги».
Известный факт – главный тренер ЦСКА Анатолий Тарасов перед играми с «Динамо» разрабатывал такой план, чтобы два ведущих нападающих Анатолий Фирсов и Валерий Харламов не пересекались на площадке с Васильевым.
Причин тому было несколько – с Фирсовым Васильев повздорил на сборе национальной команды в сезоне-1970/71 – Фирсов доложил тренерам о 15-минутном опоздании Васильева, после чего динамовец был отчислен из расположения команды. «После того случая я начал в играх с ЦСКА специально «охотиться» на Анатолия. Говорил ребятам: «Сегодня меня игра не интересует, я лучше Фирсову тресну». Встречал его очень жестко. Но по правилам. Тарасов был вынужден сажать Фирсова на скамейку, пока я был на льду», — вспоминал Васильев.
С Харламовым защитник дружил, но заранее договаривался: «Я ему говорил: «Ты в центр не ходи, я там тебя жестко встречу. Катись по борту – не трону». Он и не лез. С Харламовым мы дружили семьями». Фирменную васильевскую «мельницу» до сих пор можно найти в интернете.
Васильев всегда отдавался на площадке до конца, что в итоге привело к микроинфаркту прямо во время матча чемпионата мира 1978 года с Чехословакией.
Потом был второй, третий и операция. «Ополовинили сердце. Уже 12 лет с таким живу. После хоккея у меня вообще много всяких болячек. Все это следствие тяжелых спортивных нагрузок. Знаете, один месяц подготовки у Тарасова в сборной – за год шел. Как на Севере. Невозможные нагрузки давал», — говорил Васильев. При этом в своей книге Тарасов вспоминал Васильева самыми лестными словами – такой чести удостоились далеко немногие подопечные великого тренера. «Потому что я выжил у него. А это – как выжить в джунглях. Поэтому Тарасов и ценил, — говорил защитник. — А сейчас у нас сплошные миллионщики играют. И так похабно. Надо просто уважать этот вид спорта. Отдаваться ему полностью. Мы за 120 рублей выходили на площадку. Больше играли за честь и за совесть. Да если бы нам платили такие деньжищи, лед бы грызли. Правда, в наше время мы по-другому говорили: «Если бы лед был водкой, я бы его весь сгрыз (смеется)».
Васильев завершил карьеру в 1984 году, хотя по собственному признанию мог играть еще «лет восемь».
«Просто я одному начальнику на ногу наступил, — объяснял Васильев. – Меня вызвали к этому товарищу, и тот предложил такую вещь, которая была просто несовместима с моей жизнью. Чтобы я был стукачом в команде! И докладывал ему, что творится в коллективе. Ну, я ему врезал и ушел. После этого меня стали гноить».
Прощальный матч Васильева состоялся в конце 1984 года — сборная СССР обыграла команду Европы со счетом 7:3. Не каждый хоккеист что в то время, что сейчас удостаивался прощального матча. Тем не менее, в хоккей защитник еще поиграл — в сезоне-1989/90 Васильев провел 15 матчей за венгерский «Уйпешт».
После завершения игровой карьеры Васильев вместе с бывшими партнерами по сборной команде Вячеславом Анисиным и Александром Бодуновым создал хоккейную команду ХК «Витязь». Очень быстро команда вошла в высшую лигу, а в 2000 году и в суперлигу. Ныне же подмосковной командой руководит зять Васильева Алексей Жамнов. Васильев же в прошлом году вернулся в родной клуб на должность советника президента. «Я горжусь, что я динамовец. Это мой клуб. Благодарен за приглашение в родную команду. Скажу вам так: я в «Динамо» вырос – здесь же и помру. В свое время меня Тарасов звал в ЦСКА. Анатолий Владимирович говорил: «Валерий, динамовская игра – не твоя. Ты не в тот клуб попал. Переходи ко мне». Я никуда переходить не собирался, но на всякий случай спрашивал Тарасова: «А как же Аркадий Иванович?» На что он вздыхал и отвечал: «Ну, тогда неси свой крест в «Динамо». Вот до сих пор и несу».