— Как и когда зародилось фан-движение «Аланские барсы»?
— Организованное движение появилось в 2000 году, так что в прошлом году мы торжественно отметили свое 10-летие. При этом в том же, 2000-м, фан-клуб «Алании» был сформирован и в Москве. Ну а в 2001-м мы создали сайт, который объединил не только поклонников нашей команды из Владикавказа и Москвы, но и со всего мира. Он существует до сих пор и пользуется большой популярностью.
— Известно, что болельщики «Алании» в последнее время болеют весьма красочно. Расскажите о своих наиболее масштабных перформанс-акциях.
— На Юге России мы проводим, пожалуй, наиболее масштабные акции. Если же говорить о самых-самых, то назову встречу с раменским «Сатурном» в рамках первого тура чемпионата России в прошлом сезоне, когда на восточной трибуне Республиканского стадиона мы растянули баннер 25 на 60 метров с надписью «Аланы вернулись». Есть у нас полотно и еще большего размера — 25 на 74 метра. Но оно уже без каких-либо слов — просто раскрашено в клубные цвета — красный и желтый. Также можно вспомнить баннер «На Кавказе свинину едим только мы» во время памятного матча с московским «Спартаком», в котором «Алания» победила 5:2. Перед матчем мы согласовали его содержание с болельщиками «Спартака», и наш юмор оценили.
<1>
— А с болельщиками какого клуба у вас самые напряженные отношения?
— Как раз-таки, столичного «Спартака». Уж так сложилось исторически, еще с 90-х годов, когда в матчах между нашими командами решалась судьба чемпионства. Да еще и игры тогда получались красивые, с обилием моментов, драматичные. Каких-либо контактов у нас с красно-белыми практически нет. Только лишь относительно того, что касается деятельности Всероссийского общества болельщиков (ВОБ).
— Как часто и насколько массово вы ездите с «Аланией» в другие города России?
— Пробиваем абсолютно все выезды. Более того, в наших рядах есть человек, который является, так сказать, чемпионом по «золотникам».
Зовут его Павел Копытин, и он пробил «золотые выезда» во всех лигах — и в премьер-лиге (кстати, не один), и в первой, и во второй. Другого такого человека у нас в стране нет.
Что же касается самого массового выезда, то это поездка в Нальчик в прошлом году. Тогда на матч в столицу Кабардино-Балкарии отправилось около 1700 наших болельщиков. В этом сезоне особенно хотел бы выделить игру в «Ростове», на которой присутствовало около 400-500 наших ребят, а также финал Кубка в Ярославле, куда так же приехало порядка полутысячи поклонников «Алании».
Но стоит учитывать, что транспортная сеть во Владикавказе развита неважно. Это не Москва, где девять вокзалов и три международных аэропорта.
— А как вы взаимодействуете с клубом?
— Мы стараемся не прибегать к помощи клуба, а, наоборот, стараемся существовать отдельно. Конечно, когда от клуба исходит помощь болельщикам — это нормальное явление, но мы бы не хотели как-то от него зависеть. При этом, отмечу, что в клубе есть человек, ответственный по взаимодействию с болельщиками. Его зовут Алан Качмазов, и его кандидатуру на эту должность выдвинул наш фан-клуб.
— Кстати, а как вы относитесь к разработке инструкции, регулирующей нормы поведения болельщиков на стадионах?
— То, что надо что-то сделать, — это очевидно.
Потому что те негативные явления, которые порой происходят на трибунах — наше первенство не красят. Необходимо принять какие-то меры.
При этом нужно понимать, что помимо болельщиков, которых интересует только футбол, находятся люди, преследующие какие-то свои, политические цели. Нужно их разграничить, не смахивать всех под одну гребенку.
<2>
— Происходят ли во Владикавказе какие-либо неприятные инциденты на околофутбольной почве?
— Сейчас такого нет. У нас нормальные, адекватные болельщики.
Мы стараемся поддерживать реноме кавказского гостеприимства. Не знаю, живо ли еще это понятие в той же Москве или уже нет...
Правда, была однажды стычка на трибунах во время встречи с московским «Спартаком» в прошлом году. Да и то, там вина, скорее, лежит не на фанатах, а на правоохранительных органах...
— А какую позицию занимаете вы относительно инцидента в Махачкале, где вновь «отличилась» полиция?
— Я хорошо знакомом с представителями «Дикой дивизии» и знаю, что они занимают достаточно толерантную позицию по отношению к приезжим болельщикам.
— Очевидно, что с фанатскими объединениями клубов с Кавказа вы находитесь в дружеских отношениях...
— Конечно. Например, на матч с «Актобе» поддержать «Аланию» приедут 45 человек из Кабардино-Балкарии, и 40 из Дагестана.
— Не уж-то и с болельщиками «Ангушта» из Назрани тоже дружите?
— А у них нет объединенных фанатских движений. Так что там и поддерживать отношения-то и не с кем.
— А как вы относитесь к бойкоту «Спартака», ЦСКА и «Локомотива» матчей с участием команд с Кавказа?
--Думаю, это чьи-то политические игры. У многих есть претензии к клубам из кавказского региона из-за того, что они содержатся на дотационные средства, делают дорогостоящие покупки.
Однако, на этом поприще у нас отличился пока что только «Анжи», который, между прочим, спонсируется бизнесменом Керимовым. При этом тот же «Зенит» так же платит за футболистов очень большие деньги, хотя и за ним стоит государственная корпорация — «Газпром».
Ну а тот, кто хочет подраться, ведет себя неадекватно, может нарваться на проблемы везде. Не только на футболе, но и, допустим, на собрании по обсуждению вопросов полетов в космос.
— Кстати, о драках. Если же сейчас поклонники других клубов, по вашим словам, могут чувствовать себя во Владикавказе в безопасности, то раньше, в 90-е, было иначе...
— Да, действительно, тогда драки на футбольной почве были не редкостью. Можно сказать, что выезд во Владикавказ был самым экстремальным, своего рода экзотикой. Тем не менее, даже тогда к нам с удовольствием приезжали.
— А можно ли назвать «Аланских барсов» фан-движением левого характера? Как, например, нальчикские Red-White Djigits.
— Мы, скорее, аполитичны. Футбол, как говорится, должен быть вне политики.
— То, что «Аланские барсы» против национализма понятно. И все-таки встречались или даже встречаются ли в рядах болельщиков «Алании» националистически настроенные личности?
— Я таких не видел. Да и о каком национализме может идти речь, когда за «Аланию» болеют не только осетины, но и русские, греки, азербайджанцы. Северная Осетия — многонациональная республика
— А как в вашем движении отнеслись к беспорядкам на Манежной площади в декабре прошлого года?
— Вообще, уж очень большой резонанс раздули СМИ.
И в наших рядах очень хотели найти каких-то националистов, тех, кто собирается в Москву на площадь Киевского вокзала.
Мы им четко сказали, что националистов среди нас нет. Хотя некоторые ребята, признаюсь, раздумывали над тем, чтобы отправиться в столицу. Но с ними был проведен серьезный разговор, и в итоге они изменили свое решение и остались дома. В целом же мы в этой ситуации заняли, так сказать, позицию мониторинга, просто следили за ситуацией.
— А разъясните историю с тем, что делегат УЕФА Арно Саргсян усмотрел в логотипе «Аланских барсов» неонацистские нотки и потребовал убрать букву, которая включает в себя кельтский крест с вашего сайта.
— И почему-то делегат тогда не обратил внимание на тот факт, что у фанатов «Актобе» на их эмблеме есть такой же кельтский крест. Естественно, к неонацизму он не имеет ровным счетом никакого отношения.
Вообще, этот символ мы использовали очень давно, и раньше по этому поводу никаких нареканий не возникало. Ну а докопаться, конечно, можно до чего угодно.
<3>
— А как болельщики «Алании» отреагировали на то, что Республиканский стадион не прошел лицензирование УЕФА?
— Откровенно говоря, поначалу никто в это не поверил. Как-то несерьезно относились к этой комиссии лицензирования, а вот потом уже и спохватились. Давно ждали еврокубков, этого футбольного праздника, который может поспособствовать росту не только «Алании», но и развитию футбола в республике. Но, хотел бы отметить, что все эти разговоры по поводу переноса игр в Лиге Европы лишь увеличили ажиотаж вокруг игры с «Актобе». Интерес к ней от этого стал даже больше.
— Вы довольны домашней посещаемостью матчей «Алании»?
— По этому показателю мы находимся в лидерах в России. Достаточно высокой она была даже когда наш клуб выступал во второй лиге. Ну а на игре с «Актобе», думаю, стадион будет заполнен до отказа. Ажиотаж вокруг этой встречи очень велик. Давненько такого не было. Даже несмотря на то, что казахстанский клуб, при всем к нему уважении, далеко не гранд европейского футбола.
— А на вашей памяти какой матч в Северной Осетии вызвал наибольший ажиотаж?
— Сложно выделить... Но лично мне больше всего запомнился матч с «Глазго Рейнджерс» в 1996 году, который мы, увы, проиграли 2:7. Еще можно назвать встречи с «Боруссией», «Ливерпулем», игры на Кубок президента Северной Осетии, в котором помимо «Алании» принимали участие «Осер», «Валенсия» и «Ботафого». Ну и, конечно же, матчи чемпионата России с московским «Спартаком».
— Из нынешних футболистов «Алании» кто является любимцем болельщиков?
— Очень приятно, что в нашем клубе играет много доморощенных игроков. Но если же кого-то выделять... Отличный сезон проводит Дима Хомич. Причем в прошлом году его сильно ругали, а кто-то в сердцах даже называл его главным виновником вылета клуба в первый дивизион. Ну и, конечно, нельзя не отметить Аслана Дудиева и Арсена Хубулова. Они у нас, так сказать, в фаворе. За ними будущее «Алании».
— Ну а символ «Алании» наверняка Валерий Газзаев...
— Естественно. Когда он вернулся, люди еще больше поверили в нашу команду.
Другие новости и результаты матчей можно посмотреть на странице Лиги Европы.