За так и не родившийся казанский турнир в Ассоциации теннисистов-профессионалов выступал двукратный обладатель титула Большого шлема Марат Сафин. После завершения карьеры игрока он по предложению президента ФТР Шамиля Тарпищева занял пост вице-президента федерации и занялся вопросами, связанными с проведением в России международных турниров.
Сегодня в календаре АТР всего два российских соревнования – Кубок Кремля и St. Petersburg Open.
Занимающая в последние годы достойное место в мировой теннисной иерархии, Россия все же уступает по этому показателю не только Австралии, Великобритании, Франции и США, где проходят турниры Большого шлема, но и Германии с Испанией.
Исправить подобное положение и призван был Сафин, пользующийся немалым авторитетом в теннисном мире. За дело новоявленный функционер взялся рьяно, но практических результатов не добился. «Организовать турнир в Казани пока не получается по политическим причинам, — приводит слова Сафина РИА «Новости». – Надо подождать, пока сменится руководство АТР. Как только это произойдет, мы возобновим переговоры и добьемся успеха. Зря, что ли, в Казани такой теннисный центр отгрохали!»
В планах руководства ФТР не только турнир в Казани, но и соревнования в Сочи, где после зимней Олимпиады останется прекрасная инфраструктура. Планируется даже организовать своеобразный «Русский тур», куда вместе с двумя уже существующими турнирами войдут два новых. Подобный опыт уже есть. В Северной Америке все турниры, предшествующие заключительному соревнованию Большого шлема, объединены в US Open Series. Его победитель получает приличный денежный бонус.
Пока идея «Русского тура» вызывает больше скептицизма, нежели оптимизма.
«Никто из руководителей АТР не пойдет нам навстречу и не позволит включить в календарь новые соревнования, — сказал корреспонденту «Газеты.Ru» во время последнего St. Petersburg Open директор питерского турнира Михаил Рыдник. – Права на проведение турнира нужно будет выкупать, а для этого необходимо, чтобы были желающие их продать».
Кубку Кремля повезло. В 1990, когда он появился на свет, интерес к стране перестройки и гласности во всем мире был велик, и швейцарский бизнесмен Сассон Какшури легко пробил турнир в Москве. Тем более что он заручился финансовыми гарантиями со стороны тогдашнего председателя Совета министров СССР Ивана Силаева.
Сложнее пришлось инициаторам проведения турнира в Петербурге. Они не просто дождались, когда из-за финансовых проблем тихо почил в бозе турнир в Милане, но и выиграли конкурс на право заменить итальянцев у Будапешта и Сарагосы. Естественно, пришлось заплатить и АТР.
С финансами у Казани, а в ближайшие годы и у Сочи проблем, как заверил Сафин, не будет. Вот только и желающих уступить России свои соревнования не находится. Нужно еще также учесть, что это должны быть турниры, проводящиеся осенью.
У АТР есть своя стратегия развития тенниса как бизнеса. В последние годы большое внимание уделяется перспективному азиатскому рынку. Проводившийся с 1996 года турнир в Ташкенте сменил прописку на Бангкок. Именно на эти соревнования нацеливались инициаторы появления Kazan Open, ведь владельцем турнира в Ташкенте был большой друг нашей страны Какшури. Только в Бангкоке пока все в порядке.
В нынешнем сезоне лишь один турнир изменил место дислокации. Майские соревнования на грунте, проводившиеся на горных курортах Австрии, перебазировались поближе к «Ролан Гаррос», в Ниццу.
Пока не видно предпосылок к тому, что «Русский тур» станет явью.
Хотя периодически в теннисных кругах говорят о проблемах, возникающих в Вене или Стокгольме, никто пока не собирается отказываться от своих турниров. И вряд ли ситуация изменится после перевыборов руководства АТР, разве что сам Сафин ее возглавит. Тогда у российских болельщиков появятся неплохие шансы увидеть лучших теннисистов мира не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Казани, Сочи или Ханты-Мансийске.
Пока же даже матчи на Кубок Дэвиса и Кубок федерации проводятся исключительно в Москве. Этим Россия также отличается от ведущих теннисных держав.
Новости и подробности последних матчей можно посмотреть на странице тенниса.