Партия, в которой в последний раз Александр Грищук играл «классику» белыми, получилась насыщенной. Соперники продолжили дискуссию, начатую в первой партии финала. Российский гроссмейстер в ней был очень близок к победе. К тому же Грищук порадовал свежей идеей на восьмом ходу.
Нельзя сказать, что новинка произвела эффект разорвавшейся бомбы, но сработала.
Хитрый порядок ходов, который придумали Грищук и его команда, позволил белым получить преимущество на выходе из дебюта.
Гельфанд – молодец. Столкнувшись с таким неприятным сюрпризом и затратив много времени на обдумывание, Борис пытался найти оптимальное решение всех проблем. В какой-то момент израильский гроссмейстер перестроился, понял, что не стоит «палить» время, и сделал для себя вывод: коль позиция получилась неприятной, нужно удерживать ее. Он придумал хитрую расстановку ходов и играл очень быстро.
Это подействовало на Грищука. Александр стал подолгу задумываться, просчитывать совершенно необязательные варианты, что свойственно российскому гроссмейстеру.
В этой партии подобный стиль был совсем не обязательным.
В конце концов Грищук прозевал момент, который привел к тотальному уравнению позиции. Несколько неудачных ходов привели к тому, что выстраданное в дебюте преимущество Александр упустил. Не стал бы говорить, что в какой-то момент белые имели шансы на выигрыш хотя бы в 80 процентов. Доставить же противнику куда больше затруднений, чем это произошло за доской, Грищук вполне мог.
Это и следствие поисков Александром стопроцентных путей к победе, и груза ответственности, который давит. Да и на третьей неделе претендентских матчей силы шахматистов уже на исходе. Сумма этих факторов и не позволила российскому гроссмейстеру использовать хороший шанс решить судьбу матча в «основное время».
В шестой партии такой шанс должен попытаться использовать Гельфанд. Как ни крути, а на тай-брейке шансы его соперника объективно выше. Возможно, Борису пора проверить разработки секундантов Грищука в защите Грюнфельда. Ведь пока в белых партиях израильскому гроссмейстеру ничего показать не удалось. Он ставил перед соперником проблемы, которые можно разглядеть только под микроскопом.
Сейчас пришла пора предпринимать серьезные шаги. Это рискованно, но когда, если не сейчас? В четверг в ресторане отеля, где живут участники матча, день татарской кухни. Наверняка и у Александра, и у Бориса есть желание отведать национальные блюда в качестве закуски на заключительном банкете, а не в промежутке между короткими партиями и блицем.
Подготовил Борис Ходоровский
Другие материалы о претендентских матчах можно посмотреть на странице шахмат.