Интересные получились тай-брейки. Думаю, что победивший в драматичном поединке Борис Гельфанд был излишне самокритичен. Да, зевков и с его стороны, и со стороны Гаты Камского было много, но ведь оба стремились к острой игре. Да и ответственность была высока.
При коротком контроле играть такие позиции непросто. Только этим можно объяснить, что качество игры было не ахти. В быстрых партиях и Гельфанд, и Камский не поменяли кардинально дебютные пристрастия. Разве что израильский гроссмейстер решил, что Грюнфельда ему хватило, и стал играть антигрюнфельдовские варианты. В его турнирной практике и они встречались.
Главным сюрпризом стало нежелание Камского поменять пластинку в четвертой партии рапида.
Гата играл белыми, и для победы в матче ему нужна была ничья. Зачем-то в этой ситуации он полез на соперника с открытым забралом, что его и сгубило. Этот выбор нужно признать ошибкой. В сложившейся ситуации нужно было перестраиваться по ходу матча.
Гельфанду удалось выиграть по заказу решающую партию черными, после чего Камский психологически сломался. Конечно, Борис всеми силами подкручивал гайки, играя черными, но не выбери Гата столь острый дебют, вряд ли бы у израильского гроссмейстера все сложилось.
Интересную тактику применил Александр Грищук. Что-то подобное я практиковал на одном из турниров по быстрым шахматам. Белым цветом быстро соглашался на ничью, а черными пытался ловить противника на противоходе. Если белые начинали действовать несколько активнее, чем того допускала позиция, им грозили серьезные неприятности.
Именно так и играл против грозного Крамника все точно рассчитавший Грищук.
Блиц черными он провел просто образцово, и теперь с полным основанием может заявить: победителей не судят.
Крамник играл в этих матчах черными железобетонные дебюты. Очень сложно пробить в них защитные построения, но, если белые не возражают против ничьей, возразить уже нельзя. Крамник мог выиграть две партии, в которых имел право первого хода, в основное время, мог добиться успеха и на тай-брейке. Не получилось.
В партиях с коротким контролем времени Грищук очень силен, что и доказал в Казани.
Финальная пара получилась очень интересная. Перед началом полуфиналов прикидывал все расклады возможных финалов, и именно этот получался самым непредсказуемым.
Крамник в одной из трех партий белыми придушил бы и Гельфанда, и Камского, при всем уважении к этим гроссмейстерам. Грищук бы Камского пересчитал. Гата не избегает острой борьбы и выходит на позиции, которые требуют хорошей счетной работы за доской. В этом компоненте российский гроссмейстер превосходит американского.
Матч Гельфанд — Грищук представляется мне очень интересным. У каждого есть свои козыри. На мой взгляд, фаворитом является Александр, но легко ему не будет. Борис многое в шахматах знает и понимает, а его молодому коллеге еще нужно до этого дойти.
Подготовил Борис Ходоровский.
Другие материалы о претендентских матчах можно посмотреть на страницешахмат.