Интуиция меня немного подвела. До начала четвертых партий был убежден, что двух тай-брейков в полуфиналах не будет. Эта убежденность базировалась на впечатлениях от первых «белых» партий в исполнении Бориса Гельфанда и Владимира Крамника. Последний был очень близок к тому, чтобы решить судьбу дуэли с Александром Грищуком в «основное время».
Результативный исход этой партии был бы более логичен, чем зафиксированная ничья.
При этом Грищук едва ли не впервые в Казани сумел избежать дебютных проблем. Зато на доске возникла очень хитрая позиция, оценить которую было сложно. И белые, и черные, реализовав игровые идеи, могли поставить неразрешимые проблемы.
Белым в таких ситуациях проще. Вдобавок, Грищук в очередной раз очень нерационально тратил время. Задумывался даже в тех моментах, когда и думать особо не о чем. Это и стало одной из причин тех проблем, с которыми Александр столкнулся по ходу партии. Трудно сказать, что помешало Крамнику дожать соперника. Возможно, излишнее напряжение, не исключено, что и присущий Владимиру максимализм. У него были пути для получения позиции с большими шансами на победу. Только Крамнику этого мало. Он искал форсированный выигрыш. В результате дал возможность Грищуку не просто спастись, а сделать это красиво.
Когда у Александра оставались секунды на обдумывание, он выдал серию единственных ходов. Это произвело сильное впечатление.
Крамник дождался серьезных неточностей от Грищука и надеялся, что в цейтноте тот будет продолжать ошибаться. Белые были близки к победе. Достаточно было дождаться одной ошибки, но тут Александр включился.
Гельфанду не удалось даже в малой степени использовать преимущество первого хода. Он повторил тот же вариант, что и во второй партии матча против Гаты Камского. Не буду критиковать это решение, но мне оно кажется странным. Камский был на сто процентов к этому готов, о чем свидетельствуют его мгновенные ответы на ходы белых. Наивно было предполагать, что после партии, в которой Гата спасся ценой неимоверных усилий, его тренерский штаб не рассмотрит этот вариант под микроскопом.
Учитывая, что уровень знаний Гельфанда во всех областях шахматной жизни чрезвычайно высокий, стоило, возможно, применить другой дебют.
А так партия просто не состоялась. Камский лишь продемонстрировал домашнюю работу хорошего уровня. Теперь судьба путевок в финал будет решаться в быстрых партиях. Трудно назвать в них стопроцентных фаворитов. Многое будут решать не шахматные нюансы, а крепость нервной системы и способность зажать волю в кулак. В этих компонентах чуть предпочтительнее смотрятся Грищук и Камский, но и у Крамника и Гельфандом достаточно резервов.
В быстрых шахматах у каждого из гроссмейстеров такого уровня хватает заготовок, рассчитанных на то, что за доской опровергнуть какие-то полу-идеи с примесью блефа не удастся. В классических партиях их применять не рискуют, а в быстрых, не говоря уж о блице, самое время. Не сомневаюсь, что в понедельник мы увидим много нового и интересного.
Подготовил Борис Ходоровский
Другие материалы о претендентских матчах можно посмотреть на странице шахмат.