Чемпионат мира по биатлону в Ханты-Мансийске завершился для сборной России на минорной ноте. На счету российской команды лишь три серебряные медали, а кульминацией неудачного выступления стало девятое место женской сборной в эстафете. Шквал критики в адрес как тренерского штаба, так и руководства Союза биатлонистов России посыпался как из рога изобилия. Особенно досталось президенту организации Михаилу Прохорову, а также исполнительному директору Сергею Кущенко. Вопросов, безусловно, накопилось немало, и главные лица российского биатлона во вторник вечером встретились с журналистами, в числе которых оказался и корреспондент «Газеты.Ru», для подробного обсуждения причин неудач российской сборной на мировом первенстве.
Пожалуй, особенную полемику в прессе вызвало увольнение старшего тренера женской команды Анатолия Хованцева непосредственно во время эстафетной гонки.
Причем распоряжение об отстранении специалиста с должности отдал лично Михаил Прохоров. По словам президента СБР, свое решение он принял вовсе не на волне эмоций. Причем, как рассказал владелец группы ОНЭКСИМ, увольняя Хованцева «в прямом эфире», он тем самым хотел обратить внимание общественности на проблемы российского биатлона. «Мы хотим, чтобы нас услышали», — сказал Прохоров. Сергей Кущенко, в свою очередь, отметил, что увольнение Хованцева назревало, при этом заметив, что теперь уже экс-наставник женской команды плохо справлялся «с организационной работой».
Как известно, начиная с сезона-2010/11, сборная России перешла на новую систему подготовки, в частности сделав ставку на физическую подготовку биатлонистов. Серьезных результатов новая тренировочная схема не дала, однако Михаил Прохоров заметил, что позитивные изменения есть.
«Очевидно прибавил в скорости Иван Черезов, выигравший несколько медалей на этапах Кубка мира, – сказал он.
– Однако нельзя не отметить: мы увеличили объем функциональных тренировок, но меткость и скорострельность наших спортсменов снизились. Причем если же у мужчин есть прогресс в беге, то вот у женщин, к сожалению, такого не наблюдается».
По словам президента СБР, несмотря на то что пользы в достижении результата эксперимент не принес, он «необходим для дальнейшего развития российского биатлона». «Мы ожидали, что результаты могут стать хуже, но сознательно пошли на кардинальные изменения – сейчас это единственный вариант развития», — заявил он. «Возможно, если бы мы тренировались по старой системе, то и в Ханты-Мансийске могли бы выступить неплохо, — признался президент СБР. — Например, выиграй наши девчонки эстафетную гонку за счет ошибок соперниц, прошедший чемпионат мира вы же сами сразу же записали бы нам в актив. Однако если мы будем готовиться так же, как и раньше, то это тупик, а нам необходимо развиваться. Мы очень часто надеемся на то, что оппоненты будут допускать промахи, ошибаться, но так не должно быть».
На вопрос, сколько же понадобится времени для полной перестройки системы жизнедеятельности российского биатлона, Прохоров ответил, что на это уйдет около восьми лет.
Причем сборной России понадобится меньшее время. Два олимпийских цикла, по мнению президента СБР, нужны на то, чтобы начали работать все жизненно важные направления, которые приводят в итоге к закономерно успешному выступлению национальных команд – детский спорт, развитие биатлонной инфраструктуры в регионах, реализация программ по поддержке спортшкол и система селекции одаренных спортсменов.
<1>
Кто сейчас заменит на посту старшего тренера женской команды, пока неизвестно. Что же касается наставника мужской сборной, то им в данный момент является Михаил Ткаченко, а главным тренером национальной команды – Владимир Барнашов. По словам Прохорова, Барнашову он доверяет и в целом считает квалифицированным специалистом.
Говоря о привлечении в команду заграничных тренеров, Прохоров сказал, что, «возможно, придется привлечь иностранцев», но «нам не так уж просто найти специалистов, которые поедут работать в Россию». Что же касается проблемы недостатка российских тренеров, то президент СБР отметил, что «нам необходимы перемены, в том числе и в подготовке тренеров. Сейчас у нас нет ни кафедр биатлона, ни специализированных учебников. Обучать тренеров, по сути, пока что некому: биатлонные кафедры закрылись 20 лет назад», — сказал Прохоров. Отметим, что в этом сезоне со сборной России в качестве консультанта работал норвежский тренер Кнут Торе Берланд, призванный в команду для улучшения техники прохождения дистанции нашими спортсменами. Окончательное решение о том, будет ли продолжено сотрудничество со скандинавом, еще не принято.
Кроме того, одной из серьезных проблем российского спорта Прохоров назвал разобщенность спортивных федераций, которые не хотят взаимодействовать друг с другом, «не делятся опытом», приведя в пример Норвегию. «На протяжении нескольких лет биатлонисты из этой страны не могли добиться серьезных результатов на мировой арене. Но после того, как их федерация стала обмениваться опытом, например по вопросам того, какие смазки для лыж нужно использовать и при каких условиях, с коллегами из федераций лыжных гонок, прыжков с трамплина, то результаты сразу же пошли в гору, причем у всех действующих лиц этого процесса объединения».
Также был затронут вопрос и относительно критики в адрес Михаила Прохорова со стороны бывшего президента СБР, четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Тихонова. По этому поводу нынешний глава союза отметил, что уважает Александра Ивановича и что «Тихонов – очень важная и яркая фигура в современном российском биатлоне и, безусловно, делает наш вид спорта только популярнее».
Новости биатлона, а также многое другое можно узнать на странице зимних видов спорта.