Имена Анатолия Рочева, представителя многочисленной лыжной династии Рочевых, и Лилии Степановой появились в опубликованном 13 мая РУСАДА (Российским антидопинговым агентством) списке 24-х российских спортсменов, подозревающихся в нарушении антидопингового законодательства. 33-летний Рочев, брат известного лыжника Василия Рочева и сын старшего тренера сборной Коми по лыжным гонкам Василия Рочева-старшего, подозревался в применении запрещенного препарата карфедона. По словам Рочева-старшего, допинг мог быть обнаружен у его сына после того, как спортсмен принимал специальные лекарства, готовясь к операции на глазах. В опубликованном списке приводилась и дата начала отстранения Рочева от соревнований – 19 апреля 2010 года.
Окончательное решение по делу Рочева исполком Федерации лыжных гонок России(ФЛГР), по информации официального сайта РУСАДА, принял еще 28 июля. Основываясь на материалах, предоставленных РУСАДА, исполком принял решение дисквалифицировать лыжника на два года за «следующее нарушение антидопинговых правил: наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена (статья 2.1 Всемирного антидопингового кодекса; статья 2.1 Антидопинговых правил FIS)». Срок дисквалификации, таким образом, истечет 18 апреля 2012 года.
Учитывая нынешний возраст спортсмена, это наказание может привести к завершению его активных выступлений в лыжных гонках, ведь накануне истечение срока дисквалификации ему будет 35 лет.
За свою же долгую карьеру Анатолий Рочев принял участие только в одной гонке на Кубок мира – в январе 2003 года в Кавголово, где на дистанции 10 км свободным стилем он занял 33-е место.
История дисквалификации Степановой носит более скандальный характер. Началось все с того, что на чемпионате страны в Сыктывкаре 24 марта она одержала победу в спринте. При прохождении процедуры допинг-контроля лыжница, в чем потом сама призналась в апреле на комиссии РУСАДА, послала на сдачу допинг-пробы вместо себя, но со своим паспортом, подругу Юлию Кострикову. Как сама лыжница потом заявила, она просто попросила Кострикову забрать паспорт из гостиницы, который, правда, затем оказался в комнате для допинг-контроля.
Тем не менее, Степановой разрешили выйти на старт 28 марта в гонке на 10 км, и она там снова победила. Однако ранее анализ ее био-пробы показал содержание анаболического стероида – нандролона, и уже после завершения соревнований исполком ФЛГР на заседании 30 марта аннулировал результаты с участием Степановой в связи с фальсификацией. Поначалу говорилось о том, что допинг-проба лыжницы содержит кроме нандролона еще и эритропоэтин, однако 11 апреля заместитель руководителя РУСАДА Александр Деревоедов сообщил, что наличие этого препарата в организме Степановой не было выявлено. Тренер же спортсменки Владимир Кузьмич признался, что не уследил за тем, какие таблетки принимала его подопечная. Правда, по мнению специалистов, такой допинг как нандролон принимается только через укол.<2>
Сама же спортсменка рассказала, что допинг и в главной команде страны и на низших уровнях принимают многие лыжники.
В списке атлетов, временно отстраненных от участия в сборах и соревнованиях, в качестве даты начала отстранения Степановой стояло 19 марта этого года. На основании решения исполкома ФЛГР лыжница была дисквалифицирована на два года за употребление нандролона, а также за попытку подлога во время прохождения допинг-контроля. Срок ее наказания датировался с 30 марта 2010 года по 29 марта 2012 года, однако по действующим правилам МОК она также не смогла бы принять участие в Олимпиаде 2014 года в Сочи. Но на том же июльском заседании исполкома ФЛГР решение о дисквалификации было пересмотрено в сторону его ужесточения в виде увеличения еще на два года (т.е. до 29 марта 2014 года), хотя состав преступления (использование нандролона плюс фальсификация) остался тем же.
Другие материалы по лыжным видам спорта можно посмотреть на странице зимних видов.