Счетная палата опубликовала отчет по результатам проверки эффективности использования средств, направленных на подготовку и проведение ХХI Олимпийских и Х Паралимпийских игр в Ванкувере. Представленные контролерами данные свидетельствуют о ряде крупных нарушений, допущенных Минспорта.
В частности, аудиторы СП обнаружили, что в состав официальной российской делегации были включены лица, не имеющие никакого отношения к целям поездки.
За бюджетные деньги к месту проведения Олимпиады выезжала, например, супруга спортсмена Евгения Плющенко Яна Рудковская, которая была включена в состав сборной по фигурному катанию. А в состав сборной по бобслею в качестве заместителя начальника команды был включен В. В. Малин (президент Федерации биатлона Москвы). Одновременно на игры в составе официальной сборной не поехала, например, Ирина Жук — личный тренер пары по спортивным танцам на льду Яны Хохловой и Сергея Новицкого.
Всего на проживание официальной делегации было потрачено $746 738. Еще $101100 составила сумма суточных, выплаченных лицам, включенным в состав официальной олимпийской делегации, но не являющимся спортсменами.
На проживание министра спорта Виталия Мутко было потрачено более одного миллиона рублей (34 500 канадских долларов). Столько бюджету обошелся номер в отеле Fairmont Hotel Vancouver (оплачивались 20 ночей). В отеле также проживали Ю. Д. Нагорных (заместитель Мутко) и Г. П. Алешин (бывший его заместитель, ушел в отставку в марте 2010-го из-за провала на Олимпиаде). При этом СП установила, что официальный билетный агент РФ — ЗАО «Олимпийская панорама» — перепродал 40% билетов, выкупленных им из российской квоты, кипрской компании Hambsello Commercial Limited с минимальной наценкой, а российским покупателям продавал с наценкой, до 11 раз превышающей предельно установленную.
В отчете Счетной палаты указывается, что по итогам Олимпийских зимних игр 2010 года в Ванкувере сборная команда России заняла всего лишь 11-е общекомандное место. По мнению контролеров, к этому привели в том числе и нарушения, выявленные в деятельности спортивных чиновников. «Анализ <….> позволил выявить ряд причин нормативного и практического характера, приведших к подобному результату выступления сборных команд России», — говорится в документе.
Аудиторы замечают, что оргкомитет по подготовке зимней Олимпиады был создан всего за 11 месяцев до начала Олимпийских зимних игр 2010 года и провел за все это время только одно заседание.
При этом президент Дмитрий Медведев поручил создать такой орган еще 3 мая 2007 года. «Работа Организационного комитета и созданных Минспорттуризмом России штабов по подготовке к Играм в большей степени была нацелена на организацию непосредственного участия в Олимпийских играх 2010 года и, с учетом времени их создания, не могла обеспечить непосредственно подготовку спортсменов», — сказано в отчете.
Контролеры прогнозируют, что провалом российской сборной в Ванкувере дело может не закончиться. Так, в отчете говорится, что за четыре года «обеспеченность спортивной инфраструктурой» в Сочи «осталась на прежнем уровне». В СП предупреждают, что «косвенно это скажется и на итогах Олимпийских игр в Сочи в 2014 году», так как недостающие объекты появятся в городе только в преддверии игр.
Также аудиторы Счетной палаты установили, что с 2007 по 2009 годы Минспорта не в полном объеме обеспечивало нужды российской сборной. В частности, не на все выделенные средства закупалось медико-биологическое и научно-методическое обеспечение сборной команды по лыжному двоеборью, а для сборной по сноуборду вообще не приобреталось спортивно-технологическое оборудование.
За этот же период оказались сорваны поставки формы для сборной. «В период 2007–2009 годов потребности федераций по экипировке общего и специального назначения, оборудования и инвентаря в денежном выражении составляли 730 238,9 тыс. рублей. Не удовлетворены потребности федераций на сумму 231 291,9 тыс. рублей, что составляет около 32 % от объема направленных заявок», — сказано в отчете СП. При этом контролеры замечают, что, с учетом того что в некоторых случаях требуемый товар не закупался вовсе и цена его неизвестна, «фактически процентное выражение необеспеченности федераций» должно быть выше.
Министр спорта и туризма Мутко все обвинения в свой адрес отверг. Комментируя «Интерфаксу» результаты проверки СП, он оценил усилия проверяющих как «ловлю блох».
«Я не знаю, кто и чего там написал, но всё это спекуляции», — заявил Мутко, добавив, что «надо четко понимать», что номер выбирает себе не сам министр. «На Олимпиадах существует система предоставления гостиничных номеров руководителям делегаций стран-участниц, членам МОК и прочим. Почему тогда тем, кто хочет обвинить меня, не поинтересоваться, сколько стоил номер у министра из Франции, у чиновников из других делегаций», — заявил министр.
Получить комментарий ОКР в пятницу не удалось.
Сенатор Вячеслав Фетисов, возглавлявший Росспорт до момента передачи его функций Минспорта, пояснил «Газете.Ru», что вопросом об утверждении состава олимпийской делегации занимается ОКР. «Я с 2002 года говорил, что аккредитации, которые выдаются на страну, принадлежат спортсменам и тренерам, и никак не чиновникам, которые не имеют к этому никакого отношения. Это грубейшее нарушение всех международных норм и прав. Самое страшное, что люди, которые носят эти аккредитации на груди, даже не понимают, что их у кого-то забрали», — заявил он.
Сенатор полагает, что, несмотря на то что включение в состав делегаций посторонних лиц и является нарушением, на результат, «показанный в Ванкувере», это «никак не повлияло». «Мы провалили последний этап подготовки, который заключается в двухлетнем цикле, когда сначала нужно отобраться, а потом довести спортсменов до уровня конкурентов за золотую медаль», — говорит сенатор.
Депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Олег Шеин надеется, что разразившийся скандал сможет поставить точку в министерской карьере Мутко. На вопрос, не будут ли депутаты настаивать на вызове министра в Думу после завершения парламентских каникул, депутат ответил, что надеется, что осенью в Думу придет уже другой человек.
По словам Шеина, проверка Счетной палаты демонстрирует пороки государственной системы управления. Он считает, что, для того чтобы исправить ситуацию, «необходимо расширить сферу действия антикоррупционного законодательства». Например, сделать обязательной публикацию всех финансовых документов, за исключением тех, что составляют коммерческую тайну.