Перед началом сезона-2010/11 правление Союза биатлонистов России (СБР) заявило о новой концепции формирования тренерского штаба сборных команд, который по своей структуре и составу претерпит значительные изменения по сравнению с последним олимпийским сезоном. Напомним, что на Олимпиаде в Ванкувере, главном старте соревнований четырехлетия, сборная России в лице Евгения Устюгова и женской эстафетной команды завоевала две золотые медали. Плюс к тому Ольга Зайцева принесла серебро в масс-старте, а мужская команда бронзу в эстафете. Своим выступлением биатлонисты скрасили неудачное выступление всей отечественной олимпийской команды в Ванкувере, и законный повод гордиться этим они, безусловно, заслужили. Однако руководство СБР решило продолжить реформирование института сборных команд, особенно в плане тренерских кадров, отважившись на ряд перемен.
Важным шагом к достижению этой цели должно стать заседание правления СБР 31 мая, на котором должен быть утвержден тренерский штаб сборной России.
Главной особенностью нынешнего момента является то, что до начала сезона в составе команды не будет старших тренеров.
Еще ранее президент СБР Михаил Прохоров сказал, что на своих постах останутся только главный тренер сборной Владимир Барнашов и старший тренер по резерву Валерий Польховский.
Исполнительный директор СБР Сергей Кущенко сообщил, что всем тренировочным процессом будет руководить именно Барнашов. «Владимир Михайлович будет полностью курировать весь подготовительный процесс. Мы пытаемся найти такую модель, в которой будут учтены все проблемные моменты, возникшие в прошедшем сезоне», — передает его слова официальный сайт СБР.
Относительно судьбы уже бывших старших тренеров Владимира Аликина и Александра Селифонова, то им уже предложена работа в структуре СБР, однако пока должности старших тренеров в новой модели не предусмотрены.
По словам Барнашова, фигуры старших тренеров пока не будут обозначаться.
«Нам важно понять, кто из выбранных специалистов наиболее успешно сможет реализовать идею тренировочного процесса и наладить коммуникацию со спортсменами и их личными тренерами. При этом вполне вероятно, что мы определимся с кандидатурами старших тренеров к началу соревновательного сезона», — сказал он.
Барнашов высказался и о Селифонове, сообщив, что он вместе с такими специалистами, как Валерий Медведцев и Сергей Коновалов, вошел в общий тренерский штаб, сформированный специальной комиссией во главе с главным тренером. Особенностью системы работы этого штаба является то, что в нем молодые специалисты будут работать с более опытными коллегами, что должно, без сомнений, пойти на пользу общему делу. Например, Ткаченко будет работать как раз с мужем двукратной олимпийской чемпионки Ольгой Медведцевой Валерием, а Анатолий Хованцев – с Коноваловым, который еще несколько лет назад выступал на соревнованиях. В общий список должны войти специалисты по лыжной, функциональной и стрелковой подготовке. Прорабатывается вопрос и о привлечении к тренировочному процессу и узкопрофильных специалистов, в том числе и из-за рубежа. Формируется и комплексная научная группа, за создание которой отвечает Николай Загурский. Он же ее и должен возглавить.
Председатель экспертного совета СБР Виктор Маматов предложил на каждый сбор назначать координатора из числа тренеров команды, который, по большому счету, исполнял бы роль старшего тренера, но под полным контролем главного тренера. Еще одним нововведением станет участие в подготовке спортсменов и тренеров-консультантов. Владимир Барнашов рассказал, что такие должности предложены известным в прошлом биатлонистам: олимпийской чемпионке Галине Куклевой, двукратному олимпийскому чемпиону Сергею Чепикову, неоднократному чемпиону мира и олимпийскому призеру Владимиру Драчеву.
В беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» Чепиков сообщил, что уже дал согласие стать тренером-консультантом сборной России в предстоящем сезоне. «Да, ко мне обращались с предложением стать тренером-консультантом в сборной России, на что я ответил согласием, — рассказал он. – Думаю, что у нас будет консолидированный тренерский штаб, состоящий в том числе и из специалистов, показывавших выдающиеся индивидуальные результаты еще в качестве спортсменов. С учетом как раз их большого опыта можно будет выработать концепцию в подготовке нашей сборной команды. Общими усилиями можно определить самые важные моменты как в общей подготовке, так и при подготовке к самому важному старту сезона».
«На тренерском совете, который запланирован 27 мая, как известно, будет выработан новый тренировочный план и графики, а также названы сроки и места, где будут работать как раз тренеры-консультанты с учетом их индивидуального рабочего графика, — пояснил он. –
Я ведь являюсь депутатом областной Думы, поэтому мне придется выбирать время за счет своего отпуска.
Планирую выбираться раза три-четыре на сборы по восемь-десять дней. Свой график согласую в Москве».
— То есть вам придется заниматься с командой даже в ущерб своему отпуску?
— Ну да (смеется). Все-таки это мое родное, любимое. Хочется передать свой накопленный опыт. Я ведь принимал участие в шести Олимпийских играх, соревновался в сборной по лыжным гонкам и один год в норвежском клубе с местными лыжниками готовился. Наработки у меня интересные есть. Пришло время, как говорится, разбрасывать камни.
— Как вам вообще видится эта идея в рамках концепции, когда молодые специалисты работают бок о бок с опытными тренерами, и что могут привнести в команду именно те, кто только завершил свою карьеру в биатлоне?
— Любая новая идея всегда привносит что-то неординарное, стимулирует систему подготовки, привносит мотивацию. Ведь молодые тренеры еще помнят какие-то нюансы, особенно по части конькового хода.
Все же меняется в биатлоне, как в плане передвижения на лыжах, так и стрельбы. Есть очень много тонкостей, которые хотелось им бы передать.
А более великовозрастные тренеры помогут им все обобщить и сделать так, чтобы не было допущено никаких методических ошибок.
— С учетом того что наши биатлонисты стали самыми успешными в плане медалей на прошедших Играх в Ванкувере, насколько необходимыми являются эти перемены в плане структуры тренерского штаба?
— Я в Ханты-Мансийске разговаривал с ребятами, которые входят в сборную. И скажу, что с их слов ощущал психологический дискомфорт в команде. Сейчас дирекция СБР делает, чтобы там был очень хороший психологический климат, и с этой целью и привлекают тех, кто только недавно выступал на Кубках мира. Полагаю, что отсутствие старших тренеров на данном этапе вызвано тем, чтобы избежать конфликтной ситуации на начальном этапе между главным и старшими тренерами сборной, которая была раньше.
— По-вашему, из-за чего мог сложиться тот дискомфорт в команде, особенно во время Игр?
— Причин не знаю, но вообще сложно работать, когда нет полного взаимопонимания между ребятами и тренерским составом, нет 100-процентной работы на тренировках и нет абсолютного доверия. И если все это будет, то это можно назвать уже сотворчеством или сотрудничеством.
Подробно о новостях биатлона вы можете посмотреть на странице зимних видов спорта.