Гран-при Монако завершился вполне ожидаемо. Единственное, я большего ждал от Виталия Петрова. Его темп в последних гонках обнадеживал, и я надеялся на более яркое выступление российского пилота. Не получилось. Однако, к чести Виталия, надо отметить, что в условиях, в которых он оказался, он добился максимума возможного. Его сход в гонке — это чисто тактическое решение. Он, конечно, мог бы завершить круг, однако все равно был бы за пределами очковой зоны. Команда решила, что заканчивать гонку ему не стоит, мне непонятно, почему. На протяжении всего уикенда у Петрова были проблемы. Началось все с обидного вылета во втором сегменте квалификации. Однако это не было фатальным, так как Фернандо Алонсо вообще стартовал с пит-лейна и прорвался в очки. Но досадный прокол после аварии Барикелло лишил Виталия шансов на успешное выступление. В очередной раз он занял 13-е место… Последний из лучших, или первый из худших.
<1>
Сравнивая выступление Петрова и Роберта Кубицы, сложно сказать, что важнее — автомобиль или пилот. Могу сказать, что автомобиль Виталия не медленнее, чем автомобиль Роберта, а его инженерный штаб не хуже, чем у партнера по «Рено». То, что Петров ездит в одной команде с таким быстрым пилотом, разгоняет и самого Виталия. Он может пользоваться наработками Кубицы, может ориентироваться на его телеметрию. Виталий прогрессирует, но «Формула-1» — это особенный вид автоспорта. Самая большая трудность здесь — ограниченное количество тестов. Пройдя через младшие «Формулы», Петров изучил все трассы, на которых он сейчас выступает. Но привыкает к автомобилю он только лишь во время гоночных уикендов, поэтому вполне естественно, что любой пилот, у которого за плечами хотя бы один сезон, будет ехать быстрее Виталия.
Однако я уверен, что еще до конца сезона Петров попадет на подиум. И чем больше будет дождевых гонок, тем скорее это случится.
Выход «Ред Булла» на лидирующие позиции на европейских трассах — это, думаю, вопрос аэродинамики. Их машины лучше приспособлены для автодромов Старого Света. Это изначальные различия в конструкциях шасси. Можно немного настроить под трассу аэродинамику, чуть поднастроить шасси, поменять характеристики мотора. Но если конструктивно у вас заложена тележка некоего образца, то изменить ее во время Гран-при невозможно. Трасса в Монако состоит из медленных поворотов, здесь блистают автомобили с высокой прижимной силой. Именно ее и не хватило тем же «Макларенам».
<3>
Отличное выступление Марка Уэббера вряд ли заставит представителей «Ред Булла» задумываться о первом и втором номерах команды. Думаю, что разделение это вообще условное. Актуально это будет, лишь когда появится явный лидер по очкам, когда дело будет идти к концу чемпионата. Но до этого момента еще очень далеко. Когда-нибудь, конечно, Себастьян Феттель станет чемпионом мира, как это все прочили ему в прошлом сезоне. Но, возможно, настала пора и возрастному Уэбберу занять место на пьедестале. Лично я болею в этой паре именно за австралийца.
Обгон Михаэлем Шумахером Фернандо Алонсо был незаконным, за что немец и получил справедливый штраф.
Решение стюардов было абсолютно верным. Во всем мире автогонки проходят по одним и тем же правилам. Обгонять можно только в двух случаях: если после ухода с трассы автомобиля безопасности вы пересекли линию старт-финиш либо если автомобиль, который вы собираетесь обогнать, останавливается из-за неисправности. В Монако не произошло ни того, ни другого — машина Алонсо была исправной, а линию пилоты не пересекли. Шумахер был не вправе обгонять Алонсо. Если честно, ничего не слышал о правиле, по которому можно обгонять сразу после заезда автомобиля безопасности в боксы. Подождем рассмотрения апелляции «Мерседеса», тогда уже можно будет о чем-то говорить.
В Испании Шумахер финишировал четвертым, в Монако — фактически шестым. Причина роста результатов Михаэля та же самая, по которой Петров сейчас проигрывает Кубице, — адаптация к автомобилю. Михаэль пропустил три года, он участвовал в гонках, на картах, на мотоциклах, но все это не имеет ничего общего с пилотажем формулического болида. Скорость каждого конкретного пилота зависит от его вкатывания в свой конкретный автомобиль. Да, ходили слухи, что уже в Каталонии Красного барона может заменить Ник Хайдфельд.
Но послушайте, никто и никогда не сменит Михаэля Шумахера за рулем его автомобиля.
Он величайший из ныне действующих пилотов. Его имя давно стало нарицательным. Он находится в «Формуле-1» для поднятия популярности этого вида спорта, и никто никогда его из этого вида спорта не выставит. Убежден, что Шумахер свой контракт с «Мерседесом» отработает до конца.
<2>
В середине чемпионата мира «Формула-1» долго будет гостить в Европе (Испания, Великобритания, Германия, Венгрия, Бельгия, Италия). Чьих взлетов и падений можно ждать на старых трассах «королевских гонок», сказать сложно. Не осмелюсь делать прогнозы. Для меня «Формула-1», вообще, спорт, законов которого я не понимаю. Могу анализировать только гонки, которые уже состоялись. Не возьмусь делать предположения. Радует меня только то, что кончилось доминирование одной команды. Эпоха «Феррари» завершилась. В прошлом году у нас был «Браун», в этом есть «Ред Булл». Думаю, связано это с изменениями технического регламента. Небогатые команды теперь могут конкурировать с самыми состоятельными. Лично я за еще более кардинальные изменения. Хотелось бы, чтобы этот регламент привел к еще большему равенству пилотов и команд. А «королевскими» эти гонки все равно будут до тех пор, пока будет жив Берни Экклстоун, который и создал эту ауру вокруг «Формулы-1».
Подготовил Артем Калинин.
Последние новости из мира «королевских автогонок», а также положение пилотов в чемпионате мира и команд в Кубке конструкторов можно узнать на странице «Формулы-1».