После рассмотрения апелляционным жюри РФБ жалобы «Спартака» на 14 ошибок, якобы допущенных арбитрами, был вынесен строгий вердикт: пятый фол защитницы гостей Дайаны Таурази был признан справедливым, а вот такое же наказание форварду «Спартака» Татьяне Щеголевой — нет. Пробежка перед победным броском у Агнешки Бибржицкой была, но в целом из-за судейских промахов хозяйки не досчитались 4 очков и 4 штрафных бросков.
За это арбитров матча в Екатеринбурге Сергея Буланова, Василия Галкина и Наиля Саитгалеева дисквалифицировали на три месяца. Правда, большая часть вынужденного простоя придется на отпуск, но решающие матчи плей-офф мужской суперлиги арбитры, входящие в число топ-рефери России, обслуживать не смогут.
Такое решение приняли два журналиста и заслуженный мастер спорта по баскетболу, никогда не судившие даже соревнования юношеских команд.
Именно в таком составе заседало апелляционное жюри, вердикт которого является окончательным и обжалованию не подлежит. Разъясняя права и обязанности этого карающего органа отечественного баскетбола, его ответственный секретарь арбитр всесоюзной категории Вячеслав Зайцев специально подчеркивал, что в отношении доказательств по эпизодам, содержащимся в жалобах клубов, члены жюри действуют по собственному усмотрению и принимают решение на основе собственных суждений и внутреннего убеждения.
Имея звание судьи республиканской категории по баскетболу и более чем десятилетний стаж судейства чемпионатов СССР и России (пусть на уровне первого дивизиона, но все же опыт), никак не могу согласиться с таким подходом к оценке работы арбитров. Представьте себе, что арбитры матча в Екатеринбурге собрались и в спокойной обстановке проанализировали статьи в газете, где работает ответственным секретарем один из вершителей их судеб, и телепередачи канала, который возглавляет другой. Нашли бы массу ошибок, подчеркнули, что ассистента главного тренера «Спартака» почему-то именуют на северокорейский манер любимым руководителем, и на этом основании потребовали на три месяца отстранить от работы корреспондента отдела спортивных игр или телеоператора. Бред! Только почему обратное имеет место?
В любом игровом виде спорта ошибки судей являются частью игры.
Не случайно такой авторитетный специалист, как инструктор ФИБА профессор Хорхе Рестуччия в статье, красноречиво озаглавленной «Ошибаются ли судьи?», обозначил стоящую перед арбитрами задачу к сведению числа ошибок к допустимому количеству. Даже мудрое, беспристрастное и неподкупное апелляционное жюри РФБ признало, что таковых в матче УГМК — «Спартак» было менее полутора десятков. Для игры высочайшего накала, в которой звезды мирового женского баскетбола допускали ошибки, которые не позволяют себе даже девчонки из команд среднего возраста ДЮСШ, это вполне пристойный показатель.
Невозможно согласиться и с тезисом, что ошибка арбитров, не зафиксировавших пробежку у Бибржицкой, могла быть вызвана либо испугом перед реакцией публики, либо откровенной предвзятостью. Любой, кто судил баскетбольные концовки даже в матчах куда менее ответственных, может подтвердить: концентрация к 40-й минуте игры теряется не только у баскетболисток, не забивающих из-под щита, но и у судей.
Апелляционное жюри было создано с благими намерениями. Ему были даны не виданные доселе в российском баскетболе полномочия определять предвзятость в судействе. Только это невозможно сделать на основании «внутреннего убеждения».
В результате апелляционное жюри стало неким карающим по собственному усмотрению органом, в который попадают неизвестно за какие заслуги.
В конце апреля на месяц был отстранен от судейства еще один арбитр, входящий в число топовых, рефери ФИБА питерец Игорь Деменков. Он совершил ошибку, повлиявшую на исход матча в суперлиге Б в Челябинске. Совершенно правильно определив фол на последней секунде, не заметил, что игрок гостевой команды наступил на трехочковую линию, и дал пробить не два, а три штрафных броска. Не подвергая сомнению суровость наказания, хочется поинтересоваться, почему эпизод, произошедший 6 апреля, рассматривался на заседании апелляционного жюри только 28-го и, соответственно, с этого дня вступило в силу решение о дисквалификации?
Рискну взять на себя смелость заявить, что с коррупцией в российском баскетболе бороться нужно. Только совсем не такими методами, которые применяет апелляционное жюри РФБ. Любой, кто имеет отношение к миру баскетбола, в приватных беседах говорит о том, что судейским корпусом в нашей стране дирижируют. И происходит это во многом из-за того, что судьи в российском баскетболе, да и в футболе тоже, фактически бесправны.
Вот в НБА дисциплинарный комитет оштрафовал на 25 тысяч долларов трех авторитетнейших тренеров за критику судейства в матчах плей-офф сезона-2009, и как-то вопрос о предвзятости или отсутствии квалификации никто не поднимал. И уж никому в США в голову не придет доверить карать судей журналистам и известной в прошлом баскетболистке. «Разбор полетов» должны осуществлять профессионалы, а вердикты выноситься в соответствии с определенным заранее кодексом законов, а не «по внутреннему убеждению».
С новостями российского баскетбола вы можете ознакомиться на соответствующей странице.