— Мы в матчах с «Ак Барсом» и «Нефтехимиком» проигрывали соперникам в свежести, движении, единоборствах, — сказал Виталий Давыдов. – После длительной победной серии у ребят накопилась усталость. И теперь она проявилась.
Поэтому главная задача для наших хоккеистов в оставшихся встречах перед плей-офф – восстановить свое физическое состояние. Ведь к технической оснащенности команды вопросов нет.
— Виталий Семенович, поговорим теперь о вас лично. Вы – трехкратный олимпийский чемпион. Что для вас значат эти звания?
— Думаю, абсолютно для любого спортсмена это действительно высшая награда. Неслучайно олимпийские турниры проходят всего раз в четыре года. Может, конечно, сейчас такие звания принижаются по сравнению с регалиями НХЛ. Но я более чем уверен, что далеко не каждый энхаэловец способен стать олимпийским чемпионом.
— Какая из трех побед запомнилась вам больше всего?
— Каждая была хороша по-своему. Но самая дорогая, безусловно, первая. Ведь до того сборная Советского Союза не побеждала на Белых Олимпиадах 8 лет! И вот, наконец, в Инсбруке в 1964-м году мы сумели забраться на высшую ступень пьедестала. Хотя, если честно, самым знаменательным событием для той сборной СССР был чемпионат мира, который проходил годом ранее в Стокгольме.
Тогда наша команда после длительного перерыва вернула себе титул чемпиона мира. И всем ее игрокам были присвоены звания «Заслуженных мастеров спорта».
— Вы были мастером силовых приемов. У кого этому научились?
— Сидоренков, Сологубов, Уколов, Кучевский — они умели их делать блестяще! А Николай Сологубов мне буквально все на пальцах показывал. Я ведь в 1960-м готовился к Олимпиаде в Скво-Вэлли. Правда, в конечном счете, на нее не попал. Но прошел в этом отношении большую школу у мастеров того времени. Я не обладал солидным весом, однако при хорошем катании и правильном выполнении силового приема для меня не было проблемы столкнуться, скажем, со 100-килограммовым нападающим. Ведь, как правило, игрок в тот самый момент находился во власти шайбы, с которой он прорывался к воротам.
— Вероятно, кто-нибудь оказывался и за бортом после стыка с вами?
— Было дело. Там побывали и Саша Якушев, и даже сам Александр Палыч Рагулин, несмотря на свой приличный вес. Я-то в основном применял приемы в момент броска. То есть человек бросает, а я вкатываюсь в него по всем правилам. Как-то вышло так, что у одного хоккеиста даже случился разрыв локтевого сустава. Это же все на скорости происходит! В Ленинграде, помню, году в 1959-м играли мы в чемпионате страны с местной командой. Так молодой парень попался на такой мой прием. У него, видно, небольшое сотрясение было. Он вскочил со льда и побежал назад к своим воротам. Даже про шайбу забыл!
— Кстати, а в каком вы сейчас звании?
— Я — полковник ФСБ в отставке. Вы же знаете, в советское время динамовскую хоккейную команду курировал Юрий Владимирович Андропов, который был председателем КГБ. Тогда игрокам и тренерам присваивались соответствующие звания. И все они проходили так называемый курс «молодого бойца» (смеется). По личному указанию Андропова была создана штатная спортивная команда на базе Высшего погранучилища имени Ворошилова в Голицыне. Там наши хоккеисты вместе с курсантами проводили настоящие военные сборы. И полосу препятствий даже преодолевали с полной выкладкой — с автоматом, противогазом, саперной лопатой. Помните нашего прекрасного вратаря Полупанова? Он ведь был немного грузноват.
Так вот однажды во время таких учений Володька сорвался с каната. Хорошо, внизу на всякий случай натянули гамак! А то бы прямо на землю ухнул.
— Тяжело в учении, легко в бою! Напоследок расскажите что-нибудь веселенькое.
— Когда я только-только попал в команду мастеров «Динамо», то мне, совсем юному мальчишке, было ужасно приятно стоять рядом с такими великими игроками, как Жибуртович, Кузин, Крылов, Уваров. Это же все олимпийские чемпионы Кортина-д'Ампеццо! До жути хотелось ущипнуть кого-нибудь из них, чтобы они, наконец, обратили на меня внимание…
Другие новости, а также подробности матчей можно посмотреть на странице КХЛ.