Российский экипаж Фирдауса Кабирова на «КамАЗе» стал победителем ралли «Дакар-2009» в классе грузовиков. Его товарищи по команде «КАМАЗ-Мастерс» по главе с Владимиром Чагиным заняли второе место в общем зачёте, а машина под управлением Ильгизара Мардеева стала четвёртой.
В четверг победители рассказали журналистам о закончившейся в выходные знаменитой гонке, в 2009-м году впервые проводившейся в Южной Америке — в Аргентине и Чили. В пресс-конференции принимали участие руководитель команды «КАМАЗ-Мастерс» Семён Якубов, пилоты Кабиров, Чагин, Ильгизар Мардеев, а также штурман Айдар Беляев и механик Андрей Мокеев.
«Поездка была удачной, — начал Якубов. — Мы победили, заняв первые две ступени подиума и почётное четвёртое место. Приехали в Москву в хорошем настроении и готовы с удовольствием ответить на ваши вопросы».
— Каковы основные слагаемые успехов команды «КАМАЗ-Мастерс»?
— Любая команда выигрывает за счёт хорошей подготовки. У нас опытные экипажи, которые прошли немало гонок. Их мастерство не вызывает никаких сомнений и нареканий. Технику мы сами разрабатываем, сами создаём. Мы знаем, что именно нам нужно и сами вносим все необходимые изменения.
Успехов позволяет добиваться сплав профессиональной команды, хорошей техники и наших болельщиков, которых очень много и которым мы очень благодарны.
— Владимир (Чагин), сильно ли расстроены тем, что упустили победу практически на финише?
— Каждый спортсмен всегда хочет быть первым. Хотел быть вновь первым и я. Но как такого огорчения нет. Я рад за наших товарищей, приятно видеть их радостные лица.
— Семён Семёнович (Якубов), выступая перед стартом «Дакара-2009» вы говорили о возможных трудных участках на трассе в Аргентине и Чили. Ваши опасения подтвердились?
— Трасса совершенно другая, она абсолютно не похожа на африканскую. Это совершенно другие пески, другие дороги, даже пыль совсем другая — там, в Америке, её гораздо больше.
— В Америке не было африканских особенностей «Дакара» — например, бедуинов с автоматами Калашникова. Как это сказалось на командах?
— То, что не было ребят с автоматами Калашникова, нас, честно говоря, не сильно расстроило. Их действительно нет — там очень дружелюбное население. В Рио-де-Жанейро в первый день на старт вышло, не поверите, более полумиллиона человек, чтобы посмотреть на всю технику. И такое же отношение у местного населения было на протяжении всей гонки до самого финиша. Люди, не взирая на жару и пыль, стояли с детьми вдоль трассы с утра до вечера и смотрели. Было такое впечатление, что вся Аргентина и Чили вышли посмотреть за ходом «Дакара-2009».
«Конечно, африканские просторы притягивают, — признался, продолжая, Якубов. — Там есть где развернуться, есть где обогнать, как-то варьировать трассу. Здесь же мы были немного зажаты — где-то частными владениями земель и приходилось ехать буквально между заборами, где-то — очень узкими тропами в горах, где грузовики еле вписывались в эти промежутки между скалой и пропастью. И, конечно, сумасшедшая пыль…».
Тем не менее, по словам Якубова, организаторы «Дакара» будут развивать идею о том, что «Дакар» не привязан к какому-либо конкретному месту — он вне географических понятий. «Дакар» уже стал символом и может проходить в любой точке планеты.
Так что организаторы будут расширять географию этого ралли через две-три недели объявят, где пройдёт следующий «Дакар».
— Как команда перенесла высокогорье?
— Было тяжело. Честно говоря, мы впервые столкнулись с такими условиями. Максимальная высота, которую мы преодолевали, была 4800 метров.
Мы резко почувствовали отсутствие воздуха, упадок сил, начались головная боль, галлюцинации, появились непонятные красные круги в глазах, одышка, мышцы стали словно ватными.
— Понравилась ли организация «Дакара» в Америке?
— Организация не очень, — признался Якубов. — Прежде всего, недостаточная организация освещения событий: плохие условия для представителей СМИ.
Журналисты во многом чувствовали себя там неуютно.
Их сумбурно перевозили то автобусом, то самолётом, поздно открывались и рано закрывались пресс-палатки, не было хорошего доступа к интернету, не было слежения онлайн за тем, что происходит на трассе, порой поздно выдавались результаты дня, бывали там какие-то путаницы. Мы выходили из положения тем, что у нас была постоянная связь с нашим бюро, где практически круглосуточно дежурили и всячески нам помогали наши работники, по телефону выдавая всевозможную информация о ходе ралли.
«Ещё не понравились частые сокращения и даже одна отмена участка гонки, — продолжил Семён Семёнович. — Люди-то приехали соревноваться. Но для нас, кстати, после получения преимущества эта отмена оказалась даже на руку.
Но, теме не менее, короткий «Дакар» — это уже не «Дакар».
— Как команда будет отдыхать?
— Для начала надо отоспаться. Это у вас тут 12 часов, а у нас-то 6 утра. Надо в себя прийти, адаптироваться, оклематься. Кстати, насчёт Кабирова: по прилёте в Москву в аэропорте я получил документ — его приглашают на Гонку звёзд, так что если Фирдаус согласится — он туда поедет. Но это, конечно, уже не работа.
— Какие ближайшие планы?
— Побеждать не надоедает никогда. И каждая победа на «Дакаре» по-своему новая, по-своему особенная. Так что пока соперники есть, а они есть — у нас в планах их побеждать.
Другие новости автоспорта можно посмотреть на странице, посвящённой летним видам спорта.