Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Олимпиада довела до тюрьмы

Противостояние властей и жителей Сочи нарастает

Борьба за земли вокруг Сочи ожесточается с каждым днем. Жители защищают деревья и не дают ставить заборы, отказываются выезжать из своих домов и требуют справедливости. Некоторые из защитников Имеретинской низменности уже оказались за решеткой.

Противостояние властей и жителей зоны будущего олимпийского строительства нарастает. В воскресенье в совхозе «Россия» в Имеретинской низменности появились подрядчики, которые планировали приступить к подготовительным работам, чтобы обеспечить начало строительства грузового порта. Еще действующие теплицы совхоза они собирались огородить высоким бетонным забором.

Рабочие успели лишь спилить несколько деревьев, как вокруг собрались местные жители.

Люди вызвали участкового милиционера и потребовали от подрядчиков предъявить разрешительные документы. Единственное, что смогли показать рабочие, – распоряжение губернатора об изъятии земель совхоза для строительства порта. Председатель товарищества местного самоуправления Наталья Калиновская заявила, что этого недостаточно – должно быть еще как минимум разрешение на строительство.

Жители написали заявление в милицию на незаконные, по их мнению, действия рабочих. Представители строительной компании, в свою очередь, заявили в правоохранительные органы о противодействии со стороны граждан. «Нас в очередной раз обвинили в том, что мы срываем подготовку к Олимпиаде, — говорит Калиновская. – Мы не срываем Олимпиаду! Мы требуем, чтобы все было по правилам. Если они кричат о том, что все будет по закону, так пусть и делают все согласно закону, а не только по приказу Ткачева».

В понедельник забор все-таки начали возводить. Между тем у общественных активистов и экологов есть масса вопросов к строительству порта именно в этом месте.

Раньше его собирались строить вдали от жилых районов, в устье реки Псоу. Теперь оказалось, что он будет вплотную прилегать к усадьбе совхоза, а рядом с кварталом на площади 30 га планируется разместить склады. При этом, говорят граждане, игнорируется норма, согласно которой вокруг порта должна быть километровая санитарно-защитная зона. Шум тяжелой техники, по мнению жителей, может превратить их жизнь на период строительства «в настоящий ад».

Наталья Калиновская опасается, что, после того как она попыталась возглавить сопротивление рабочим, ее могут в любой момент отправить за решетку, как это произошло с лидером общины староверов Дмитрием Дрофичевым и еще двумя местными жителями. Их арестовали после того, как на прошлой неделе староверы оказали противодействие геодезистам. Те должны были измерить земельные участки, изымаемые под строительство олимпийских объектов.

Еще в начале июля стало понятно, что изъятие земель в Имеретинской низменности сильно отстает от намеченного графика.

Самая большая проблема состоит в том, что абсолютное большинство жителей не приемлют саму идею принудительного переселения. Впрочем, решить ее можно было бы с помощью «олимпийского закона», который позволяет изымать землю по упрощенной схеме и не оставляет жителям шанса оспорить решение властей о переселении.

Если бы не одно «но» – около сотни земельных участков не имеет кадастровых номеров, а значит, у властей нет возможности даже издать постановления об изъятии.

Геодезисты стали в Имеретинской низменности частыми, но отнюдь не желанными гостями. Люди просто не пускают их во дворы, требуя оснований, на которых они собираются делать топосъемку. Землеустроители не могут показать никаких документов и ссылаются на устное распоряжение своего начальства. На прошлой неделе была предпринята безуспешная попытка вырваться из этого замкнутого круга. К дому Светланы Дрофичевой геодезисты пришли в сопровождении судебных приставов и милиции. У них на руках было определение суда, которое запрещает противодействовать работе землеустроителей. Однако о том, что прошло судебное заседание, хозяева дома не знали. Более того, у участка уже есть кадастровый номер, и зачем повторно делать замеры, людям внятно объяснить не смогли.

По поселку стремительно распространился слух, что силовики пришли выселять из дома семью активиста общины староверов.

Вокруг дома собралось около 150 человек, которые решили защищать своих соседей. Женщины выстроились в живую цепь перед воротами домовладения, а мужчины забаррикадировались внутри и вооружились палками и сельхозинвентарем. Приставы сначала опешили от такого скопления людей, но затем все-таки решили прорваться в дом. Дело чуть было не дошло до драки. Преодолеть сопротивление женщин никак не получалось.

У одного из приставов сдали нервы, и он применил баллончик с перцовым газом. Из-за забора раздались обещания совершить акт самосожжения. В доказательство один из мужчин продемонстрировал бутылку с керосином. Приставы отступили, а руководство районной милиции признало, что их действия были несвоевременными. По закону определение суда можно обжаловать в десятидневный срок.

После инцидента руководство Сочи жестко высказалось в адрес жителей Имеретинской низменности. Мэр Сочи Владимир Афансенков заявил, что это не приставы, а сами граждане применяли газовые баллончики и орудия поражения, и пообещал привлечь протестующих к ответственности. Поздно вечером двое защитников дома были задержаны и получили по 12 суток административного ареста за оскорбления и неповиновение властям. А через день в милицию забрали и лидера общины староверов Дмитрия Дрофичева за то, что тот якобы оскорбил землеустроителей, которые зашли без разрешения в один из дворов. Дрофичев получил 15 суток. «Мы действуем четко в рамках законодательства, — сказал мэр Сочи Владимир Афанасенков. — С моей точки зрения, есть элемент очень жесткой спекуляции ситуацией. Если вернуться на три-пять лет назад, земля в Имеретинке не стоила ничего. Все эти экстремистские настроения не больше чем торговля».

Глава города заявил, что в самое ближайшее время предстоит снос 12 домов, на месте которых должно начаться строительство главного олимпийского стадиона. С остальными домами, каковых насчитывается около трехсот, власти якобы готовы подождать еще два года. Но достойной замены первоочередникам на переселение власти предложить пока не могут. Мэр объяснил, что уже готов 40-квартирный дом в центральной части города, который может быть использован как временное жилье. Впоследствии, после проведения оценки имеретинцам предложат либо денежные компенсации, либо другие земельные участки недалеко от моря.

Наталья Прудникова – одна из тех, кто подпадает под переселение одной из первых. У нее на участке стоит два трехэтажных дома, и отдавать свое имущество государству она не собирается. Наталья хорошо изучила порядок упрощенного изъятия, который предусмотрен «олимпийским законом», и говорит, что власти нарушают даже его. По закону после издания постановления об изъятии ей должно прийти уведомление о том, что имущество подлежит оценке. Но Прудникова его не получала. Просто пришли какие-то люди, которые назвались представителями краевой администрации, корпорации «Олимпстрой» и оценочной компании и потребовали, чтобы их впустили в дом. Наталья Прудникова говорит, что вместо положенного по закону пакета документов ей смогли показать только копию постановления губернатора об изъятии имущества. Она посчитала, что этого недостаточно, и не пустила оценщиков. По «олимпийскому закону» на заключение соглашения с собственником отводится до трех с половиной месяцев. И только по прошествии этого времени власти могут через суд требовать переселения людей. Очевидно, что столько времени у строителей Олимпиады просто нет, и они стремятся форсировать события.

«Добровольно я это соглашение не подпишу никогда, — говорит Прудникова. — Я буду судиться и искать правду всеми законными способами. Я консультировалась с юристами, и все говорят, что этот закон грубо нарушает мои права как собственника. Более того, сейчас идут нарушения даже по самому олимпийскому закону. Никакого диалога с властями нет. О чем договариваться? О том, каким будет временное жилье? У нас тут дома площадью по 300 квадратных метров. И что, нам сейчас уходить во временное жилье и ждать каких-то мифических компенсаций? Просто нам, я так понимаю, не могут предложить ничего достойного взамен».

Региональные власти пытаются найти общий язык с жителями, но пока у них это плохо получается. За три месяца работы общественной приемной по вопросам переселения удалось заручиться согласием около 40 семей — тогда как, по самым скромным подсчетам, сносу подлежит не менее 300 домовладений, в которых живет, как правило, не по одной семье. Согласились на оценку в основном те, у кого ветхие дома или кто живет в старом общежитии. Остальных пугает неопределенность – неизвестны суммы компенсаций и расположение земель, которые будут предоставляться взамен.

В минувшую субботу прошла очередная встреча активистов из общины староверов с главой Сочи Афанасенковым и руководителем «олимпийского» департамента края Василием Надирадзе.

Но ясности так и не прибавилось. Чиновники предложили еще одно, уже четвертое по счету возможное место для переезда в пределах Имеретинской низменности. По словам Константина Иконникова, который принимал участие во встрече со стороны староверов, это место сильно заболоченно и не подходит для ведения сельского хозяйства, за счет которого живет большая часть членов общины. Иконников не относится к тем, кто настроен совсем уж радикально. Переезжать он не хочет, но думает, что бороться с государственной машиной очень сложно и переехать, скорей всего, придется. О позиции властей по цене выкупа можно судить по высказыванию в местной прессе Василия Надирадзе, который заявил, что $50–150 тыс. за сотку в Имеретинской низменности – это явно завышенная стоимость.

«Нас обзывают спекулянтами, потому что мы якобы требуем большие суммы, — говорит Иконников. – Но мы ничего не требуем!

И давайте разберемся, что значит большие? Откройте любую газету объявлений и почитаете, сколько стоит земля. В Имеретинке, понятное дело, никто не покупает — не продает. А вот в Адлере, в нескольких километрах от нас, тоже на берегу моря, одна сотка стоит около 200 тысяч долларов. Допустим, у нас, может быть, на 50 – 70 тыс. дешевле. Но это все равно получается 130–150 тысяч за сотку. Плюс еще компенсация за жилье. Вот у меня новый дом, 270 кв. м. Средняя цена метра в Сочи сейчас 5000 долларов. Вот и посчитайте, сколько денег надо, чтобы выплатить реальную компенсацию. Мы думаем, таких денег нам никто никогда не даст».

И все-таки какие-то плоды эта встреча с чиновниками принесла. Суд срочно пересмотрел срок ареста лидера общины староверов. Вместо 15 суток ему дали 5, и во вторник утром он должен выйти на свободу.

Новости и материалы
Трамп захотел уволить офис спецпрокурора, который вел против него уголовные дела
Итальянского журналиста назвали «шпионом Путина» за правду об СВО и Украине
Российские врачи удалили младенцу опухоль втрое больше его сердца
На Украине начали создавать «более чем одну» баллистическую ракету
Названы три «царь-продукта», которые помогут лучше спать
Экс-сотрудник СБУ рассказал, как власти Украины зачистили верхушку спецслужбы
Марочко рассказал о действиях ВСУ в районе Купянска
Военный эксперт рассказал о тактике ВС РФ в селе Ямполовка ДНР
Российские десантники захватили бронеавтомобиль ВСУ в Курской области
Суд арестовал имущество экс-замгубернатора Брянской области
Синоптик пообещал «несладкую погоду» южным регионам России
Израильские военные задержали врачей скорой помощи на Западном берегу Иордана
Протестующие против НАТО канадцы начали жечь автомобили и драться с полицией
Марочко назвал самую горячую точку на карте боевых действий на Украине
Египетский генерал оценил вред для Украины от поставок западных дальнобойных ракет
ВСУ безуспешно пытаются уничтожить спецназ «Ахмат» в Курской области
Голодание и диеты грозят неприятным запахом изо рта
ВОЗ оставил в силе режим ЧС в мировом здравоохранении
Все новости