Утром на избирательном участке, где должен был проголосовать будущий победитель выборов, было крайне немноголюдно. Журналистов присутствовало больше, чем избирателей. Владимир Афанасенков быстрым шагом вошел в фойе школы, получил бюллетень, без лишней театральности опустил его в урну, а затем устроил молниеносный брифинг. На вопрос «Газеты.Ru», как он относится к отсутствию конкурентов и реальной предвыборной борьбы, Афанасенков лаконично ответил: «У каждого есть выбор – участвовать в выборах или не участвовать. Поэтому меня это не очень смутило».
Вся избирательная компания победителя была построена на том, сколько пользы принесет подготовка Сочи к Олимпиаде. По всему городу появились рекламные щиты с лозунгами о позитивных преобразованиях: строительстве новой больницы, увеличении доходов населения в два раза, всеобщей газификации и т.д. Формально они не имели отношения к агитационной компании кандидата и не были оплачены из избирательного фонда, но самым явным образом работали в его пользу. Все официальные агитационные материалы Афанасенкова, которые говорили, в принципе, о том же самом, были озаглавлены «Программа 2014». Их можно было встретить буквально на каждом шагу - на киосках и в маршрутных такси. Встречи кандидата каждый день подробно освещались в местных газетах и телевизионных выпусках новостей с обязательной ремаркой: «Другие кандидаты сведений о предвыборных встречах не предоставили».
Других было немного, что и стало главной проблемой нынешних выборов. В отличие от последних мэрских выборов, когда было семь соперников, в этот раз конкуренция была сведена к пределу, ниже которого это мероприятие выглядело бы совсем уж смешно. Кроме двух главных претендентов — Афанасенкова и Дзагания — на кресло мэра претендовали еще два человека: гендиректор строительной фирмы из Новороссийска Иван Мокану и замглавы администрации Красноармейского района Виктор Кузьминов.
Избиратели увидели, как выглядят последние два кандидата, только на плакатах находившихся на избирательных участках – в кампании они участия не принимали и, очевидно, роль этих фигурсводилось к подстраховке кандидата от власти.
А ведь поначалу выборы в олимпийском городе, естественным образом привлекли к себе повышенное внимание. Заявления в избирком подавали двенадцать человек – в том числе и довольно известные в городе люди, способные получить неплохой процент. В результате кто-то не смог собрать все документы, кому-то было отказано в регистрации, а кое-кто и сам отказался от борьбы, выступив в поддержку Афанасенкова.
По угрозой снятия был и Дзагания. Мокану подал на коммуниста в суд по поводу якобы неправильно оформленных документов при регистрации. Суд, однако, встал на сторону Дзагания, но подготовка к разбирательствам отняла у выдвиженца КПРФ изрядную долю времени и сил. Впрочем, оппозиционный кандидат также подал иск об аннулировании регистрации Афансенкова на основании недочетов при оформлении подписей в его поддержку. Разумеется, суд не удовлетворил и требования коммуниста.
Когда Афансенков шел голосовать Дзагания в своем штабе уже печатал жалобы в избирком. В одном из районов города наблюдатели обнаружили, что администрация организовала подвоз избирателей на участки в «Газелях», где висели агитационные материалы в пользу кандидата от власти.
Депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов, приехавший поддержать Дзагания, говорит, что коммунисты столкнулись с огромным противодействием властей. Достаточно сказать, что Дзагания даже не хотели предоставлять положенное по закону бесплатное время для агитации на низкорейтинговом муниципальном телеканале. И только запрос Обухова в Генпрокуратуру исправил положение. Кроме этого у коммунистов был только еще один инструмент влияния на избирателей – специальный сочинский тираж газеты «Правда». Представитель Афанасенкова подал жалобу в избирком на то, что в этом издании фигурирует призыв Зюганова голосовать за Дзагания, что, по его мнению, незаконно. В результате избирком предписал правоохранительным органам собирать уже разнесенный по почтовым ящикам тираж.
После того как закрылись избирательные участки, делегация коммунистов отправилась в территориальную избирательную комиссию, где были обнаружены грубейшие, по словам Дзагания, нарушения при сдаче протоколов председателями участковых комиссий. «Прямо при нас, ничего не стесняясь, председатель участковой избирательной комиссии 4502 сидела в коридоре с подписанным всеми членами УИК и пропечатанным протоколом и вписывала туда некие цифры. Мы ее буквально поймали за руку — и она не нашла, что сказать в свое оправдание», — негодовал кандидат. Как рассказал «Газете.Ru» Дзагания, в территориальном избиркоме присутствовали руководители районной администрации и депутаты, а председатели УИКов прежде чем сдавать протоколы в территориальную комиссию, должны были зайти в комнату на другом этаже, где сидит оператор системы ГАС «Выборы», что является, по мнению кандидата, грубейшим нарушением процедуры, поскольку невозможно проконтролировать, что происходит с протоколами во время беготни десятков людей по этажам.
Еще одна странность связанна с количеством людей, пришедших на выборы. За полчаса до закрытия участков муниципальный избирком называл явку в 39, 61%, а уже к утру она подросла до 46, 61%.
Дзагания считает, что есть достаточно оснований требовать отмены результатов.
Афанасенков был назначен исполняющим обязанности главы города после того, как в апреле бывшего мэра Сочи Виктора Колодяжного назначили президентом государственной корпорации «Олимпстрой». Новоиспеченный глава города родом из Краснодарского края. Всю жизнь проработал в сфере дорожного строительства, а когда возникла идея проведения Олимпиады в Сочи, его выбрали руководить реализацией федеральной целевой программы развития города.
Когда олимпийская ФЦП была упразднена, а на ее месте появилась госкорпорация «Олимпстрой», Афанасенкова назначили вице-губернатором, курирующим олимпийские вопросы.
Новоипеченный мэр неискушен в публичной политике и значительно уступает в харизме бывшему мэру Сочи Виктору Колодяжному. Однако, как показали эти выборы, яркость личности «нужного» кандидата не имеет большого значения. Все средства массовой информации города в ходе скоротечной избирательной компании работали только на него.