Накануне подмосковная команда в драматичной, полной напряжения концовке вырвала победу со счетом 88:86, совершив за 0,3 секунды до финальной сирены трехочковый бросок, автором которого стал форвард Сергей Топоров.
Сразу же после матча исполняющий обязанности главного тренера «Динамо» Сергей Базаревич заявил, что клуб подал протест на исход встречи.
«Получить мяч, подшагнуть и бросить за 0,3 секунды нельзя. Мы подаем на это протест. На результат матча. Плюс к этому, из-за того что предпоследний мяч был несколько неправильно нам забит, мы на некоторое время потеряли концентрацию, — заявил тренер. — В последнем тайм-ауте я сказал своим баскетболистам, что такие мячи не забиваются. Получить мяч, как сделал игрок «Триумфа», потом посмотреть на свои ноги и бросить невозможно (это слово Базаревич произнес по слогам — прим. «Газеты.Ru»). И это должно быть записано в правилах».
Наставник «Триумфа» Станислав Еремин на послематчевой пресс-конференции был осторожен в высказываниях: «Что же до споров — был забит последний мяч или нет, то я не судья и не секундометрист. Могу сказать только, что я много раз проигрывал такие матчи, когда горел уже красный сигнал, а мячи засчитывали. Будем внимательно следить за решением судейской бригады».
И решение оказалось сенсационным. Как сообщили корреспонденту «Газеты.Ru» в пресс-службе «Триумфа», дата переигровки назначена на 25 апреля, время начала матча — 19.00. Кроме того, жесткое наказание настигло комиссара матча, арбитра ФИБА Владимира Шабиса, который пожизненно дисквалифицирован. Один год дисквалификации получил старший судья матча Сергей Буланов, а Александр Горшков и Кирилл Белолуцкий отстранены от судейства на полгода. Подмосковный клуб оштрафован на 300 тысяч рублей.
Подобное решение является беспрецедентным в российском баскетболе. Однако советская история помнит похожий случай. В 1989 году киевский «Строитель» в матче с «Жальгирисом» на последних секундах вырвал победу и принес своей команде чемпионство. Тогда этот бросок поначалу не был засчитан, но киевляне отказались принимать серебряные награды и подали протест, после которого им таки присудили чемпионский титул.
Сразу после окончания заседания РФБ «Газета.Ru» связалась со Станиславом Ереминым, который дал подробный комментарий произошедшего.
«Я могу говорить не как тренер, а, в первую очередь, как менеджер, который принимает участие в процессе, — начал главный тренер «Триумфа». — На решение РФБ у нас есть своя точка зрения. Во-первых, есть правила баскетбола, которые гласят, что мяч, выпущенный из рук до сирены, должен быть засчитан. Во-вторых, не знаю, на чем основывались люди, принимающие решения на «возможно» и «может быть». Мы живем по законам и правилам. Мы в клубе специально подняли материалы по НБА и европейским чемпионатам, в которых такие мячи засчитываются. Более того, в НБА приняли специальное решение, что за 0,3 секунды мяч можно забить. В-третьих, говорилось, что судья нажал на кнопку не вовремя, виноват секундометрист. Но спросите любого баскетболиста и специалиста, а я подтвержу, что Владимир Шабис (дисквалифицированный пожизненно — прим. «Газеты.Ru») является одним из самых порядочных судей, который очень дорожит своей репутацией, и я не понимаю, за что он наказан. Такую ошибку может допустить только секундометрист, это проводная система. Но мы же говорим о правилах, а не бегаем на 100 метров. Человеческий фактор присутствовал во всей игре.
Плюс очень важный момент: до того как «Динамо» вышло вперед, когда, собственно, остались эти самые 0,3 секунды, я подошел к судейскому столику и сказал, чтобы нам немедленно предоставили тайм-аут. А это значит, что и здесь была возможна ошибка и что разбирать нужно и этот момент — погрешность могла быть такой же».
— Что собирается делать клуб в сложившееся ситуации?
— Мы просканировали последние секунды и составили посекундную кадровку броска Топорова. По нему видно, что время было пущено правильно. Скоро это видео будет выложено на сайте. Но поймите правильно, я не хочу, чтобы нас противопоставляли «Динамо», у которого своя правда, и федерации, и другим клубам. Считайте это нашей официальной позицией.
— Добавит ли решение принципиальности матчу?
— Не знаю. Скажется в том плане, что у меня сейчас два травмированных игрока: Топоров, который неудачно приземлился, и Ашкрабич.