В субботу и воскресенье все внимание поклонников «Формулы-1» будет приковано к Стране восходящего солнца, где состоится знаменитый Гран-при Японии, результаты которого частенько решали исход чемпионатов. В этом году гонщики спустя 30 лет выступят на знаменитой трассе Фудзи, история которой началась в 1965 году. Изначально в предгорьях самого высокого места Японии Фудзиямы планировалось построить овал в американском стиле, но на этапе строительства бэнкинга закончились деньги, и от первоначального проекта пришлось отказаться.
Лишь после реконструкции трассы, в результате которой были включены скоростной и опасный бэнкинг, в 1976 году на Фудзи пригласили гонщиков «Формулы-1». Однако пилотам дистанция в 4563 километра ужас как не понравилась. В результате разразился скандал. В день гонки лил сильный дождь, и гонщики попросили перенести старт, однако организаторы, повязанные контрактами, отказались. В итоге четверо гонщиков, в том числе и лидировавший в том первенстве Ники Лауда, отказались выйти на старт, а победителем стал Джеймс Хант.
Казалось, что хуже такого дебюта трассы не придумаешь, однако это было только начало проклятия Фудзиямы.
На следующем Гран-при в 1977 году произошла трагедия. «Феррари» Жиля Вильнева зацепила «Тиррелл» Ронни Петерсона, вылетела через ограждения и убила двух человек. Это событие потрясло весь гоночный мир. Решение руководства FIA было беспрецедентным, как когда-то решение УЕФА после трагедии на стадионе в Брюсселе: «Формула-1» покинула Японию на десять лет.
Возвращение в Страну восходящего солнца состоялось в 1987 году, но теперь гонщиков принимала уже новенькая трасса Сузука, где в дальнейшем в течение двадцати лет решалась судьба чемпионата. Так бы все и продолжалось, если бы в 2000 году «Тойота» не выкупила 93% акций Фудзи и не объявила о серьезной модернизации старой трассы. В проект было вложено ни много ни мало $167 млн. При этом были получены гарантии Берни Экклстоуна о проведении Гран-при на Фудзи, тем более что средства обслуживания на Сузуке устарели и не могли конкурировать с новейшими азиатскими автодромами.
После подписания контракта было официально объявлено, что в 2007 году после 30-летнего перерыва Гран-при Японии пройдет на трассе Фудзи.
Однако, чтобы Сузука не заросла после переезда плесенью, владельцы двух трасс договорились проводить национальный этап по очереди. В результате в 2008 году «Формула 1» вернется в Сузуку.
Новая же трасса нынешним гонщикам по понятным причинам совсем не знакома, что еще больше подогревает страсти перед предстоящей гонкой. Результат может быть непредсказуем, ведь Фудзи исторически таит в себе много неожиданностей.
«Эта трасса в новинку для команд, и мы знаем о ней не больше остальных, — приводит слова Фернандо Алонсо F1news. — В 2006 году я проехал здесь пару демонстрационных кругов с пассажирами, впечатление было приятным. Подобрать оптимальные настройки будет непросто, учитывая сочетание скоростной прямой с медленными участками.
Я с нетерпением жду знакомства с новой трассой и уверен, что судьбу титула будут решать между собой все четыре гонщика.
«Феррари» были сильны в Спа, мы — в Монце, и наша команда делает все возможное, чтобы хорошо выступить на Фудзи, в Шанхае и Интерлагосе. Мы еще можем выигрывать гонки и приложим все усилия, чтобы это произошло в Японии».
«Я пока не видел автодром Фудзи, но уверен — нас ждет интересная гонка. Судя по рисунку, на торможении в конце длинной стартовой прямой можно обгонять, хотя точной картины пока нет — все выяснится, когда мы приедем на трассу, — сказал второй пилот «Макларрена» Льюис Хэмилтон. — Меня уже спрашивали, что я думаю о Фудзи. Честно говоря, я немного разочарован тем, что японская гонка пройдет не в Сузуке: я много слышал об этой легендарной трассе, но очное свидание откладывается — в следующий уикенд команды чемпионата познакомятся с автодромом Фудзи.
Задача не изменилась, в чемпионате очень плотная борьба, и нам нужно заработать максимум очков, в идеале — выиграть гонку».
Однако вряд ли у «Макларена» будет все так, как они хотят, ведь на пятки им наступают гонщики «Феррари», которые, впрочем, <3>тоже не знакомы с будущей трассой.
«Пока я знаком с Фудзи только по чертежам. Газеты пишут, что характеристики трассы не подходят нашей машине, но я знаю, как напряженно готовилась команда к предстоящей гонке, и надеюсь, что мы будем конкурентоспособны, — передает слова Кими Ряйккенена F1news. — Выбора нет, мы уступаем соперникам и должны побеждать. Сейчас трудно сказать, кто получит преимущество. Мы знаем, что пилоты «Макларена» очень сильны, они знают, что мы будем бороться до конца. Нам нечего терять, а они, очевидно, будут осторожны, посмотрим, чем все закончится».
Единственный, кто мало-мальски знает трассу из претендентов на победу, так это Ральф Шумахер.
«Я помню старую версию Фудзи по выступлениям в японской «Формуле Nippon», она мне всегда нравилась, и пейзаж там потрясающий — с горой Фудзи на заднем плане. Трасса впечатляет и сама, особенно теперь, после модернизации».
«На данный момент это один из самых современных автодромов «Формулы-1», но в нем сохранены многие черты старой трассы — к примеру, длинная стартовая прямая. Настроить машину здесь будет непросто — прямая требует минимума прижимной силы, а медленные отрезки — максимума, — сказал Шумахер. — Мне нравилась Сузука, но выступать на новой трассе всегда здорово. Команда работает изо всех сил, чтобы в эти выходные добиться наилучшего результата, и я с нетерпением жду гонку».
Тем временем стало известно, что пилот «Уильямса» Нико Росберг потеряет десять позиций на старте Гран-при Японии из-за замены мотора на его болиде.
Как сообщает официальный сайт «Формулы-1», в соответствии с правилами один мотор должен пройти две гонки перед заменой, однако на болиде Росберга он прошёл только Гран-при Бельгии две недели назад.