В понедельник в здании «МК» состоялась пресс-конференция, посвященная итогам подготовки сборной России по баскетболу к чемпионату Европы, который 3-го сентября стартует в Испании. От руководящего состава на растерзание журналистам были делегированы президент РФБ Сергей Чернов и генеральный менеджер сборной Сергей Тараканов. Главный тренер команды Дэвид Блатт благоразумно отпросился по делам «на полтора-два дня».
Вступление брифинга осталось за господином Черновым, который озвучил все плюсы и минусы российского баскетбола, а также очертил задачу национальной сборной на европейском первенстве, разделив ее на максимальную и минимальную. Задача-максимум в видении президента РФБ — попадание на Олимпийские игры-2008 напрямую, то есть, завоевание золотой, серебряной или, в случае выхода в финал Испании, уже обеспечившей себе путевку в Пекин, бронзовой медали. Задача-минимум — финиш в семерке лучших, позволяющий продолжить борьбу за путевку в столицу Китая в межконтинентальном отборочном турнире.
«В данный момент попадание на Олимпиаду станет для сборной России огромным успехом, — заявил Чернов. — Ведь в этом случае мы «отцепим» одну из таких команд, как Сербия, Греция или Хорватия. А это дорогого стоит. У нас очень сильный чемпионат страны, но сборная пока что не может выйти на столь же высокий уровень. Но у нас есть отличный тренер, не менее отличный менеджер, да и игроки у нас неплохие. Других у нас, в любом случае, нет».
На такой оптимистической ноте слово было передано генеральному менеджеру сборной Сергею Тараканову, которому было предложено рассказать «всю правду широкой общественности».
— Ну, всю правду я раскрывать не буду, — осадил он уже было встрепенувшихся журналистов. — Есть такие внутрикомандные вещи, о которых не стоит распространяться. Я верю в сборную России. У меня нет сомнений, что ее игроки обладают высоким профессионализмом. Также у меня нет никаких сомнений и в главном тренере нашей команды Дэвиде Блатте. Он - профессионал самого высокого уровня. Это видно по его энергии, по тому, как он руководит командой. В Европе на данный момент нет большого выбора тренеров такого высокого уровня, как мистер Блатт. Я стараюсь не вмешиваться в тренировочный процесс команды, но с радостью отмечаю, что на 95% мы с главным тренером мыслим одинаково.
Да, у нас есть проблемы, но проблемы сейчас есть у всех. В данный момент нет ни одной команды, на 100% готовой к чемпионату Европы. Наша же проблема заключается в небольшом выборе игроков в позиции разыгрывающего и центрового. По сути, у нас есть единственный центровой - Саврасенко. Моргунов же далеко не центровой. Никита, по сути, занимается самопожертвованием, постоянно меняя своё амплуа. Он приносит себя в жертву командной игре.
Но, повторюсь, выбор у нас небольшой: всего чуть более 20-ти человек.
На подготовку к ЧЕ у нас было всего шесть недель. Этот срок был обговорен тренерским штабом, а в нём у меня нет оснований сомневаться. Этого срока было бы достаточно, если бы все игроки приезжали вовремя и набирали форму одновременно, но пока что этого добиться нам не удаётся. Кириленко, Хряпа и Холден присоединились к команде в середине сборов. Этот вопрос нам предстоит решать с федерацией и выработать здесь какую-то линию.
В то время, когда я сам играл и вызывался в сборную страны, у нас была более жесткая дисциплина. Опоздал на сбор — до свидания. И никто никаких переговоров не вел, когда подъезжать. Сейчас же определенные проблемы создает НБА, так называемая «Американская мечта», которой забита голова любого современного игрока. Но Родина-то здесь, здесь болельщики, семья, друзья! Тем не менее, мы никого за сборную играть не заставляем, и сейчас в команде только те игроки, которые действительно хотят за нее выступать.
Что касается нашей подготовки, то в течение шести недель мы провели восемь контрольных матчей, каждый из которых дал нам пищу для размышления. Очень полезным получилось поражение от сборной Франции с разницей в 36 очков. Эта встреча открыла все наши проблемы и изъяны, показало нам, над чем надо работать. На групповом этапе чемпионата Европы нас также ждут серьезные испытания. Сборная Сербии в представлении не нуждается. И хоть у них сейчас также не лучшие времена, сербы всегда остаются сербами. Команда Греции обладает десятью едва ли не лучшими игроками Европы.
Да и наши возможные соперники — Израиль, Босния и Македония — тоже не подарки. Они могут провалить матчи против лидеров, но во встрече с конкурентами преобразиться и биться насмерть.
— Почему, если уж у команды такие большие проблемы с центровыми, не приглашен в сборную Федор Лихолитов из «Триумфа»?
— Федор — отличный парень и великолепный игрок. Однако при всех его плюсах — мощи, умении побороться на щитах, потолкаться в трехсекундной зоне — он немного не вписывается в концепцию игры господина Блатта, который предпочитает играть в агрессивный, скоростной баскетбол, изобилующий прессингом. Лихолитов — игрок другого плана, поэтому тренерский штаб решил не привлекать его в команду.
— Когда будет определен окончательный состав сборной, которая отправится в Испанию?
— Сразу после последней тренировки в Москве, которая состоится 29 августа. Надеюсь, к тому времени окончательно прояснится ситуация с травмированными. По словам врачей, Падиус готов на сто процентов, а вот у Васильева, который очень бы пригодился сборной, пока что есть проблемы с коленом. Естественно, полуздоровых игроков на турнир брать не имеет смысла.
Тяжело будет, конечно, говорить игрокам, что они не поедут на чемпионат Европы.
Это настоящее испытание, как для игрока, так и для тренера, менеджера. Но это спортивная жизнь. Такой отказ тоже должен подбить игрока на самосовершенствование, должен дать ему желание доказать, что тренеры совершили ошибку. Для меня сообщить кому-то из этих ребят, что они никуда не едут, будет очень сложно. За это время они стали для меня настоящей семьей.
— В контрольных матчах господин Блатт постоянно тасовал состав. Так будет и на чемпионате Европы?
— Нет, в таких масштабах этого, конечно же, не будет. Но и в этом есть свои плюсы. Например, в матче против сборной Германии мы проигрывали более 15-ти очков. Вы знаете, у меня давление никогда не скакало, а после этих игр начало (смеется). Блатт же именно с помощью тасования состава практически вытащил безнадежный матч. Я рад наблюдать, какая атмосфера сейчас царит в команде. Ребята поддерживают друг друга, и если они выходят на площадку всего на три минуты, они делают все и выкладываются на полную.
— Главная звезда команды Андрей Кириленко тренируется под началом Дэвида Блатта всего месяц. Нашел ли главный тренер контакт со своим лучшим игроком?
— Честь и хвала Кириленко, что он не выпячивает свою звездность на показ. Ведь очень трудно иметь дело со «звездами», у которых всегда есть особое мнение по любому вопросу. У Кириленко были небольшие проблемы с тем, чтобы перестроиться на европейский баскетбол, который и более умный, и тактически более изощренный. Кроме того, у него был сложный сезон — на него давил статус «звезды» и многомиллионного контракта.
Он нашел себя в черновой работе, подборах, перехватах. В этом он силен. Но он не снайпер — он это и сам понимает.
Работает в сборной он нормально, наравне со всеми. Мы стараемся использовать сильные стороны имеющихся игроков, а не переучивать их играть во что-то другое. Мы даже сделали несколько комбинаций специально «под Кириленко» или «под Моню».
— Контрольные матчи показали, что у сборной некоторые проблемы с позиционным баскетболом и подборами. Как тренерский штаб намерен выйти из положения?
— Про позиционный баскетбол сразу скажу — это не наш конек. Мы решили стоить игру через другую тактику. Что касается подборов, то в этом плане нам еще расти и расти. Тут всю ответственность не стоит скидывать на «высоких». На подборе должна работать вся команды, и «маленькие» тоже должны помогать. Проблемы есть, и рецепт один — командная игра.
— Есть ли у вас какие-нибудь предчувствия по поводу предстоящего чемпионата Европы?
— О своих предчувствиях мне бы говорить не хотелось. Хочется сказать о закономерностях: пару лет назад здесь же мы проводили пресс-конференцию, посвященную старту молодежного чемпионата Европы, который сборная России в итоге выиграла. Хочется, чтобы так случилось и в этот раз.