С Алексеем Николаевичем Мишиным ваш корреспондент встретился на рабочем месте тренера, во дворце спорта «Юбилейный». Тренировка давно закончилась, но спокойно поговорить с наставником олимпийских чемпионов Алексея Урманова и Евгения Плющенко не удавалось. Известному во всем мире специалисту приходилось постоянно отвлекаться, утрясая вопросы с приобретением билетов для выезда на чемпионат России в Мытищи. Хотя еще перед началом олимпийского сезона президент Федерации фигурного катания на коньках России Валентин Писеев просил не отвлекать тренеров подобными мелочами. В перерывах между звонками Мишин дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Газеты.Ru».
- На чемпионат России заявлен ваш ученик, 13-летний Артур Гачинский. Не рано ли ему выступать во взрослой компании?
- Фигурное катание сейчас стремительно молодеет. Я закончил кататься в 28 лет, соперничавший со мной и Тамарой Москвиной легендарный дуэт Людмила Белоусова и Олег Протопопов - когда им было за 30. Сейчас до этих лет мало кто «доживает».
- Тем не менее, существует установленный Международным Союзом конькобежцев (ISU) возрастной лимит для дебюта во взрослых соревнованиях…
- Я был участником Конгресса ISU в Канаде, на котором выступала представитель американской делегации, врач по специальности.
Она с пафосом, показавшимся мне ложным, стала восклицать: «Какая из представленных здесь стран хочет иметь нездоровых женщин и больных мужчин?»
Столь эмоционально она попыталась внушить мысль, что после современных соревновательных нагрузок в фигурном катании спортсмены завершают карьеру инвалидами. В результате проголосовали за то, чтобы установить возрастной лимит для участия юных спортсменов в турнирах. Хотя на здоровье влияют не соревновательные нагрузки, а те, что испытывают фигуристы по ходу тренировочного процесса. На занятиях же наши юные спортсмены выполняет такой же объем работы, что и Плющенко.
- На соревнованиях к этому добавляется еще и стресс от поражения или просто неудачного проката программ…
- Мы едем в Мытищи не для того, чтобы кого-то побеждать или поражать. Парню нужно просто адаптироваться в компании взрослых фигуристов. Я прекрасно помню первый старт совсем юного Жени Плющенко на взрослых соревнованиях в Финляндии. Он был просто в шоке и не показал даже малой доли того, что умел. Через подобный опыт нужно пройти каждому.
- Кроме соревнований на Гачинского выпадает дополнительная нагрузка, 13-летнего парня в буквальном смысле эксплуатируют организаторы всевозможных шоу…
- Не могу с этим согласиться. Он участвовал всего в десяти выступлениях. Это немного. Убежден, что в ближайшем будущем фигурное катание пойдет по пути тенниса: один турнир будет следовать за другим. Да и правила придется скорректировать в пользу зрелищности. Вот увидите, что на чемпионате России в плане творчества мы увидим бледную копию того, что продемонстрировали участники телевизионных проектов на двух ведущих телеканалах России.
- Как вы относитесь к звучащим сейчас предложениям вернуть в любительский спорт триумфаторов Турина и даже вечную олимпийскую неудачницу Ирину Слуцкую?
- Я за то, чтобы лидеры вернулись. Так получилось, что за их спинами никого за это четырехлетие не появилось. Значит, нужно в этой ситуации дать возможность продолжать реализовывать свой потенциал тем, кто сумел уже подняться на вершину пьедестала. Для самих спортсменов это очень сложный момент. Нужно все начать сначала, перестроить себя физически, психологически, геронтологически. Поясню, почему я упомянул геронтологию, науку о старении организма. В спорте этот термин сегодня очень актуален.
Во многих дисциплинах можно встретить 17-18-летних «стариков». Измотанных морально и эмоционально, физически дряблых и немощных.
- Нет ли противоречия в ваших словах, если применить их в отношении 24-летнего Плющенко, выложившего для покорения олимпийского пьедестала массу сил и выплеснувшего массу эмоций?
- Зная как сегодняшние возможности Евгения, так и уровень современного мужского фигурного катания, не сомневаюсь: Плющенко способен сохранить за собой место в элите. Только для этого ему необходимо сделать качественный шаг вперед, прибавить во всех компонентах, из которых слагается победа. Безусловно, нужны веские доводы, подкрепленные материально, для того, чтобы Евгений начал новое восхождение. Мне непонятно, почему находятся несколько миллионов евро для того, чтобы удержать в «Зените» Андрея Аршавина, но во всем Санкт-Петербурге не находится гораздо меньшей суммы для создания условий для любительской карьеры олимпийского чемпиона по фигурному катанию.
- Все зависит от степени общественного интереса к тому или иному виду спорта. Олимпийские чемпионы по стрельбе или академической гребле завидуют заработкам фигуристов, те кивают на футболистов. Они, в свою очередь, указывают на призовые в теннисе, а Евгений Кафельников возмущается: в гольфе они выше…
- В чем-то вы правы. Только вилка между фигурным катанием и футболом в этом плане неадекватна. Посмотрите, насколько велик интерес к ледовым шоу, подогреваемый телевидением. В Сибири на гастроли ведущих фигуристов России собираются полные дворцы спорта, по 5-8 тысяч человек на протяжении нескольких дней подряд. Вряд ли местные футбольные клубы соберут такую же аудиторию, как Плющенко и Тотьмянина с Марининым. Даже, если в гости к ним приехал бы «Зенит» с Аршавиным и Кержаковым до отъезда последнего в «Севилью».
- Вы поднимали этот вопрос на уровне спортивного руководства города?
- Я беседовал с президентом Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга Олегом Ниловым и председателем Горспорткомитета Вячеславом Чазовым, но никаких конкретных шагов с их стороны пока не видно.