Состояние Беста резко ухудшилось еще во вторник утром, и с этого момента врачи говорили о скором конце знаменитого футболиста. В среду его лечащий врач доктор Уильямс сказал: «Мы должны быть готовы к худшему. Эта ночь для состояния Беста была очень плохой. Он плох, очень плох. Я думаю, что все мы должны подготовиться к самому худшему. Джордж наш друг, а не только пациент. Для нас выдался очень эмоциональный день».
Напомним, что Бест был помещен в клинику Кромвеля в тяжелом состоянии еще в начале мая этого года. Уже тогда, врачи сообщили, что знаменитому футболисту осталось жить не более двух недель. «Кровотечение — самая главная проблема, происходящий процесс нам не подконтролен», — говорил тогда Уильямс. Но в мае Бест выкарабкался, однако осенью он снова угодил в лечебницу.
По словам агента Беста Фила Хьюза, в последний месяц до госпитализации состояние легенды британского футбола резко ухудшилось. По его мнению, это стало следствием разговоров о предстоящей публикации книги бывшей жены Беста Алекс, в которой она без прикрас рассказала об их совместной жизни. Супруги развелись около года назад.
Вряд ли это так. Алекс, узнав о том, что Джордж снова оказался в больнице, бросила всё и устремилась в Лондон — с тем чтобы быть рядом с умирающим футболистом. Госпитализировали же его из-за пневмонии, которая никак не проходила. Иммунитет Беста был здорово подорван постоянной выпивкой, а также сильными медицинскими средствами, которые он принимал после пересадки ему в 2002 году печени. Собственная печень Беста к тому времени окончательно пришла в негодность из-за постоянного употребления Джорджем алкоголя.
Ухудшение состояния футболиста в начале этой недели связано с тем, что у него открылось внутреннее кровотечение.
В условиях крайней ослабленности организма бывшей звезды остановить его уже не представлялось возможным. В пятницу вскоре после полудня он умер.
Джордж Бест — это целая эпоха в британском футболе. По яркости следа, который он оставил в футболе Великобритании, ему, возможно и сейчас нет равных. Кто-то из отечественных спортивных журналистов назвал Беста однажды «футбольным Есениным», и в этом есть большая доля истины. Бест был похож на Есенина не столько внешне, сколько размахом и яркостью дарования. Но, рано заявив о себе, Бест, как и Есенин, так же быстро и разбазарил свой талант. Уже к 25 годам он был фактически «отыгранным» футболистом, «отработанным материалом».
Родился Бест 22 мая 1946 года в Белфасте, в спортивной семье (его мать играла в сборной Северной Ирландии по хоккею на траве). В семилетнем возрасте он стал играть за детскую футбольную команду Cregagh Boys Club, а двумя годами позднее перешёл в Lisnasharragh Intermediate School.
В возрасте 15 лет Бест заключил любительский контракт с «Манчестер Юнайтед», после того как его заметил лучший скаут МЮ Боб Бишоп, а спустя два года, в день своего семнадцатилетия, — профессиональный.
14 сентября 1963 года, в возрасте 17 лет, что для того времени было огромной редкостью, Джордж Бест дебютировал в МЮ, а уже во второй своей игре он забил свой первый гол за «Манчестер». В 1965 году стал чемпионом Англии (41 матч, 10 голов). В этом же году в 1/4 Кубка чемпионов в выездном матче против «Бенфики» Бест на первых минутах забил два гола, а в итоге МЮ выиграл — 5:1, это было первое домашнее поражение на евроарене в истории лиссабонского клуба.
После этого матча журналисты назвали его «пятым битлом» (была в самом разгаре эра повального увлечения ливерпульской рок-бандой), а модной в то время прической и непривычной для того времени публичностью Бест, как никто другой, походил на участника «ливерпульской» четверки. С другой стороны, чисто кельтской внешностью (темные волосы в сочетании с голубыми глазами, пухлые губы) Бест был похож, скорее, на другого героя эпохи — Элвиса Пресли. И, как и Пресли, Джордж Бест, вне всякого сомнения, был одним из наиболее гламурных персонажей шестидесятых.
Но продолжим рассказ о футбольной карьере Беста. В 1967 году он снова становится чемпионом страны. В 1968-м вновь пересеклись пути «Манчестера» и «Бенфики». На этот раз в финале Кубка чемпионов. Переломный, второй гол Бест забил в дополнительное время, обведя чуть ли не всех португальцев. В итоге же «Манчестер» одержал убедительную победу со счётом 4:1.
В этом же сезоне Джордж Бест стал лучшим бомбардиром команды и чемпионата Англии (28 голов в 41 матче).
Это была его вершина... Бест был признан «лучшим европейским футболистом года», а также получил в свои 22 года «Золотой мяч».
Примерно в это время, будучи признан лучшим из лучших, избалованный всеобщей любовью кумир начал свое падение. Совместно с игроком «Манчестер Сити» Майком Саммерби Бест открывает дом моды в Манчестере, затем у него появляется ресторан, туристическое агентство, ночные клубы. Каждую неделю Бест получает тысячи писем от влюблённых красоток (предпочитает блондинок), пьёт пиво в немереных количествах (предпочитает тёмные сорта).
По окончании карьеры Беста журналисты подсчитали, что Бест переспал с семью «мисс мира». Позднее сам Бест чистосердечно их поправил — не с семью, а с четырьмя.
Иной раз он играл с похмелья, не выспавшись после очередной бурной ночи, но, тем не менее, продолжал исправно забивать.
Советская пресса тех времён яростно изобличала Беста — вот он, пример загнивающего капиталистического спорта, так называемый профессионал. Кстати, советский народ однажды увидел Беста воочию. В московском матче чемпионата Европы в 1971 году сборная СССР обыграла сборную Северной Ирландии со счётом 1:0. Джордж в те времена был уже далеко не в самой лучшей форме, но всё же видно было, что это игрок высочайшего класса. Вообще, говорят, что со сборной Бесту не повезло — Северная Ирландия была явно командой не его уровня.
У Джорджа Беста была совсем не типичная для британского футбола того времени техника. Англия продолжала играть в «довоенный», примитивный футбол: проход — навес. Бест же, будучи игроком невысокого роста, устойчивым и маневренным, творил чудеса внизу: раздавал пасы, забивал голы и вообще был вездесущ. Стартовый рывок давал ему фору в несколько метров перед любым защитником. Не случайно, многие специалисты, сравнивая его с бразильцем Гарринчей — технарь, каких поискать, — отдавали предпочтение ирландцу. Возможно, если бы не его буйный ирландский темперамент, карьера Беста могла сложиться более удачно, но, увы, из-за такого паршивого характера дальше в его карьере в основном следовали одни скандалы...
Январь 1970-го: дисквалификация на месяц за то, что вырвал мяч из рук судьи. Апрель: ирландец швырнул грязью в арбитра в матче сборной Северной Ирландии с командой Шотландии и был удалён с поля. 1971 год: опоздал на три часа на заседание дисциплинарной комиссии — дисквалификация на полгода! В 72-м году пропустил тренировку (у Беста очередной роман — на этот раз с «Мисс Великобритания»): руководство клуба отправило его в ссылку — тренироваться с юниорами — и в два раза урезало его зарплату.
20 мая 1972 года Джордж не явился на тренировку сборной и заявил в прессе, что футбол ему до лампочки и он «завязывает».
После очередного загула в 1974 году, узнав, что его не ставят в «основу» в матче чемпионата, Бест ушёл из «Манчестер Юнайтед».
Говорят, что тренеры высшего дивизиона Великобритании заключили джентльменское соглашение о том, что в случае увольнения Беста из МЮ никто не примет его в свою команду. Так и произошло. Бест продолжал выступать за второстепенные клубы Англии и США — менял их как перчатки, поиграв в 14 клубах.
В 1984 году Бест попал в тюрьму на три месяца за управление автомобилем в нетрезвом виде и, выйдя на свободу, в большой футбол больше не вернулся. К этому времени он уже серьезно страдал от алкоголизма. В 2002 году ему была пересажена печень, но и после этого он продолжал пить и в прошлом году был лишен водительских прав за вождение автомобиля в нетрезвом виде.
До последнего времени 59-летний Джордж Бест, отыгравший за «Манчестер» 474 матча и забивший 180 голов, комментировал матчи с МЮ и продолжал жить в своё удовольствие, время от времени попадая в раздел хроники происшествий. Англии он был любопытен как неисправимый «анфан террибль» да еще как отец телекрасавичка Калума Беста — внешностью сын Джорджа, одна из звезд английского ТВ, удался в папу.
Послефутбольную жизнь Джорджа Беста можно было бы сравнить с тем, как жили после завершения футбольной карьеры многие звезды советского футбола, не нашедшие себе места после ухода из большого спорта. Правда, есть одно «но».
Бест умирал в одной из лучших клиник Лондона, а бюллетени о состоянии его здоровья тут же публиковались в ведущих британских газетах.
Бывших же звезд отечественного футбола находили в канаве с пробитой головой, как Валерия Воронина, либо они тихо угасали на провалившемся диване в нищенской квартире, где этот диван был единственным предметом интерьера (Игорь Численко).
За Беста, в отличие от Воронина, Численко и многих других ветеранов советского футбола, боролись до конца, но этот «футбольный Есенин», этот «пятый битл» слишком настойчиво шел к своему концу. И вот он наступил.