Сотрудничество «сине-бело-голубых» с «Газпромом» началось еще в середине 90-х, когда питерская команда, пережив период прозябания в первом дивизионе, вернулась в элиту отечественного футбола и провозгласила программу создания «клуба европейского уровня». Привлек газпромовцев в футбольный бизнес тогдашний президент клуба Виталий Мутко, ныне возглавляющий РФС. Долгое время «Газпром» и базирующиеся в Питере его дочерние структуры фактически полностью покрывали весь дефицит зенитовского бюджета.
В последнее время вклад ведомства Алексея Миллера в финансирование «сине-бело-голубых» стал скромнее.
Контрольный пакет акций ЗАО «Футбольный клуб «Зенит» выкупил «Промстройбанк» и его «дочки».
Заметно увеличились и доходы от продажи билетов, телеправ и клубной атрибутики. Однако по-прежнему рекламный контракт с «Газпромом» и акционерский вклад его дочерних структур позволяют решать многие турнирные задачи.
Когда в недавнем разговоре с генеральным директором клуба Ильей Черкасовым автор этих заметок оценил газпромовскую долю финансирования в 20 процентов, то услышал в ответ: «Вы ошибаетесь, она выше». Естественно, потеряв такого покровителя, «Зенит» вполне мог бы оказаться в неприглядной роли «Крыльев Советов» образца лета 2005-го.
Только, убежден, этого не произойдет. Как справедливо заметил тот же господин Черкасов,
сотрудничество с «Зенитом» для «Газпрома» не благотворительность, как утверждают авторы взбудоражившего болельщиков обращения, а серьезный деловой проект.
Реклама в виде логотипа на футболках 11-и питерских надежд куда эффективнее, чем прокрученный даже перед популярным сериалом, не говоря уж про программу «Время», ролик. И неважно при этом, выступают ли ее носителями Андрей Аршавин с Александром Кержаковым или Камил Чонтофальски с Эриком Хагеном. С учетом итогов последнего отбора на ЧМ-2006, на футболках последних надпись «Газпром» выглядит даже убедительнее.
К тому же некая общественная организация «Союз акционеров ОАО «Газпром», впервые заявившая о себе столь громкой PR-акцией, сама по себе ничего не решает. Она может лишь что-то рекомендовать совету директоров и топ-менеджерам компании. Компании, в руководстве которой велик удельный вес «питерских москвичей», очень часто замеченных в VIP-ложах стадионов с зенитовскими шарфами поверх пиджаков от Армани. Вряд ли в угоду псевдопатриотическому порыву руководители «Газпрома» откажутся от многолетнего футбольного партнера.
О серьезности намерений известной компании в отношении «Зенита» говорит и участие «Газпрома» в строительстве нового футбольного стадиона в Санкт-Петербурге. Именно эта компания инвестирует проект, оцениваемый от 150 миллионов евро.
Вряд ли станут сооружать арену вместимостью 50 тысяч зрителей и при этом лишать финансирования «Зенит», делая его малоконкурентоспособным в еврокубках. Да и ЦСКА теперь с учетом покупки «Сибнефти» для газпромовцев не чужая команда. В руководстве компании работают трезвомыслящие люди, которые прекрасно понимают, что для имиджа «Газпрома» голы Корвальо и сейвы Чонтофальски куда важнее, чем розданные бесплатно бейсболки китайского производства.
Ну, а заявление семи с половиной тысяч миноритарных акционеров из 23-х регионов России можно считать всего лишь эмоциональной реакцией на последние неудачи наших футбольной и баскетбольной сборных.