— Вы по хоккею не скучаете?
— Есть немножко.
— Говорят, что из большого спорта нельзя резко уходить. На здоровье заметно сказывается…
— Это верно. Чтобы исключить все проблемы, я постоянно тренируюсь. Играю <1>за ветеранов «Динамо». А вообще предложений хватает. Зовут в НХЛ.
— Как это?
— В ночную хоккейную лигу, которая существует в Москве.
— Но в профессионалы уже не вернетесь?
— Тяжело сказать. Пока такие мысли меня не посещают. И желания такого нет.
— То есть, у вас сейчас основная работа - профсоюз хоккеистов?
— Не скажу, что это у меня единственное место работы. Я еще занимаюсь бизнесом. Все дело в том, что профсоюз еще на стадии становления. И пока он не встал на ноги, но мы над этим работаем.
— Но вот это не первый профсоюз, который появляется в России. Говорят, что уже было с десяток попыток. И ни одна не завершилась успехом. Как вы думаете, почему это происходит?
— Вся беда - отсутствие закона о спорте. У нас в России нет гарантированных контрактов.
В отношениях с игроками руководители клубов руководствуются КЗОТом. В итоге игрока можно уволить достаточно легко.
Появится закон - будет легче отстаивать права.
— То есть, вы пытаетесь применить в России опыт НХЛ. В нашем случае Национальной хоккейной лиги?
— Верно, а ведь ничего нового и придумывать не надо. Есть проверенный опыт, самое главное - правильно перенять его.
— Если вы делаете благое дело, то почему к профсоюзу встречается в России с таким противодействием? В ПХЛ говорят, что вообще о вас не знают.
— Знаете, сейчас готовится пакет документов и затем будет подписан, я очень на это надеюсь, договор с ПХЛ. После этого мы будет полноправным участниками хоккейной жизни.
— Вы собираетесь защищать права игроков. Как чаще всего обманывают спортсменов?
— Игроков у нас могут уволить в самом конце дозаявочной кампании, и они остаются на длительный срок без работы. Но самое главное - финансовый вопрос. Обманывают в России очень часто.
— Не удивительно, ведь сами хоккеисты подписывают такие контракты. Например, все привыкли настоящие суммы писать в неких дополнительных соглашениях, которые в суде никакой роли не играют.
— Да, это наша беда. Но, мне кажется, что как только появится организация, которая будет защищать права игроков, то они прекратят подписывать такие документы. Выгодно будет полностью легализовать свои доходы. Только в этом случае они смогу рассчитывать на защиту своих прав.
— Неужели хоккеисты согласятся на то, чтобы платить налоги с полной зарплаты?
— И при этом они будут знать, что получат все и в срок. Да и вообще «черные кассы» уходят в прошлое.
Многие клубы действуют открыто, не используют «серые» схемы. Могу назвать такие команды, как «Ак Барс», «Локомотив», «Северсталь».
Просто многие уже понимают, что надо жить честно.
— Всем известна история с Андреем Назаровым, который дисквалифицирован на год, непонятно за что. Профсоюз может что-то сделать в защиту игрока?
— Это дело не закончено. Будет полная реабилитация его имени, несмотря на то, что он ближайший год проведет за океаном.
— Защита зарплат, отмена незаконных дисквалификаций. А над чем ещё будет работать профсоюз?
— Знаете, у игроков есть желание подписать некий коллективный договор с лигой о том, чтобы не было так называемого тренерского беспредела.
То, что игроки тренируются по два с половиной месяца перед чемпионатом, не лезет ни в какие ворота.
В Америке же готовятся к турниру чуть меньше месяца. Должен быть порядок и с рабочим днем. Есть клубы, где выходные происходят раз в две недели. А некоторые тренируются с утра до вечера, по три раза. Силы человеческие не беспредельны. Должен был порядок.
— Вы что вообще хотите отменить сборы?
— Мы надеемся, что их не станет.
— Да тренеры же с ума сойдут! Они ведь считают, что хоккеисты, оставшиеся без контроля хотя бы на пару дней, сопьются или ожиреют. Потому, собственно, и гоняют спортсменов все лето.
— Надо менять менталитет людей. Можно же ввести какие-то тесты, которые игрок должен проходить после отпуска. Просто надо понять, что у нас профессиональный хоккей. И игроки сами заинтересованы в том, чтобы подойти к сезону в оптимальной форме. Что касается мыслей о том, что игроки будут пить… Знаете, сейчас все прекрасно понимают, сколько стоит потеря работы. Не исключено, что кто-то и будет злоупотреблять спиртными напитками. Но это отдельные личности, а по ним нельзя судить обо всех российских игроках.
Надо понять, что наступили другие времена. И нужно с доверием относиться к людям.
— Как вы думаете, сколько времени уйдет на то, чтобы изменить российский хоккей?
— Точного срока сейчас никто не назовет. Но я мечтаю, чтобы все изменилось в самое ближайшее время.