Лишь в конце апреля мы узнаем, что же приготовил нам новый сезон. Омут (ведь большинство звезд уехали из России) или брод — а вдруг и наши не хуже, и напряжение еще более возрастет, а борьба за медали с применением новой системы с 16 участниками плей-офф еще более увеличит интерес к российскому хоккею. Пока на этот вопрос не ответят ни специалисты, ни журналисты, ни тем более чиновники от хоккея.
Вагонные споры — последнее дело, когда больше нечего пить
Хотя официально сезон начался 1 сентября матчем национальной команды в Санкт-Петербурге со Швецией, благополучно проигранном, лето не давало скучать поклонникам хоккея. Завершение локаута в НХЛ, информация о постоянных отъездах хоккеистов за рубеж, многочисленные арбитражные споры... Чтобы отпустить того же Грабовского в «Динамо», потребовались четыре заседания. Дениса Куляша продавали в то же «Динамо», как лимоны на рынке: одного за двоих — а каких двоих — давайте поторгуемся... Сошлись на защитниках Мишарине и Ждане. Кто-то плакал, кто-то смеялся, но в итоге ситуацию разрешили. Всего же арбитраж рассмотрел более десятка различных дел, включая совсем уж абсурдную с юридической точки зрения ситуацию с Андреем Назаровым, который, дескать, кого-то из судей оскорбил в столовой и за это пропустит целый сезон, а если быть точнее, вернется в США. Сказали бы парню: не хотим мы тебя видеть в суперлиге, нечего нехороших ягров защищать — и не было бы скандала. А так — настроили законопослушного, пусть и на лицо ужасного, но доброго внутри, гражданина России против своего же хоккейного руководства.
Тот, кто не струсил и весел не бросил, тот землю свою найдет
Нельзя забыть и эпопею про отказ от ратификации договора с НХЛ, когда российские чиновники, получив поддержку руководителей клубов, сказали грозное «фи» Америке, заслужив сравнение с незабвенным Никитой Сергеевичем и его <1>легендарным ботинком с чьей-то матерью. Звук ударов ботинка в НХЛ послушали, даже прислали своего председателя Беттмэна в Москву, а на «мать» не обратили внимания. И поехал Овечкин от одного Белого дома к другому бесплатно.
А народ читал про это и ждал, когда же все-таки начнется собственно чемпионат, где никому уже не будет дела до всяких отъездов или приездов. А зря. Команды будут играть, а хоккеисты уезжать. До старта чемпионата НХЛ еще более месяца, так что варианты для побега можно продумать заранее. Овечкин, Ковалев, Ягр и многие другие и не скрывали, что больше выступать в суперлиге не будут (представьте, насколько снижается уровень нашей лиги). Кто-то остался, как, например, Малкин, Морозов, Ковальчук или Дацюк. Но никто не даст гарантии, что до начала и эти «птенцы» не улетят с первым же рейсом. Благо только популярному герою Сергея Бодрова приходилось сталкиваться с трудностями при отъезде в Америку. Любой наш хоккеист купит билет, подпишет бумажку через своего заокеанского агента, пройдет таможенный контроль — и через восемь часов он уже в Нью-Йорке.
Но поезд идет, бутыль опустела, и тянет поговорить
Шампанское за победу московского «Динамо» и бронзовые медали сборной на чемпионате мира уже давно выпито, а похмелье все не проходит. Вроде бы все говорят, что чемпионат России с каждым годом набирает ход, что денег в России немерено, что звезды, те, которые не в НХЛ, все у нас. Но то было год назад, когда, предложив огромные суммы личного контракта, добрая половина клубов суперлиги могла вызвать любого игрока из-за океана. Разве что Лемье отказался — лечится старичок. Но зарубежный локаут закончился, и все потянулись, как дикие лебеди, туда, где теплее и где лучше условия. То есть в ту пресловутую НХЛ, где еще год назад можно было снимать фильм-катастрофу: миллионеры гибнут от голода, месяцами не получая зарплату. Но стоило в Америке всему устаканиться, как наши перелетные птицы понеслись за океан. А другие — в Сибирь.
Какой глупый скворец
Исключение составил Павел Дацюк, причем до сих пор никто не знает, останется ли он в Омске на весь сезон либо, как его более теплолюбивые коллеги, не выдержит сибирских морозов и все-таки согласится на предложение «Детройта». Приезд Дацюка в Омск стал последним, «хедлайновым» представлением в шоу, которое было устроено для болельщиков в нынешнее межсезонье. Буквально за пару дней до окончания периода заявок на сезон (5 сентября) Павел решился перейти в «Авангард» и стал третьим в списке тех, кого пытается оспаривать руководство «Динамо». Царь Соломон жил не в Москве, но его мудрые решения в российской столице, а если быть точнее, неподалеку от набережной одноименной реки, стали почерком для работы хоккейных чиновников.
Казнить нельзя помиловать. Дацюка нельзя заявить за «Авангард» — не заявляем и за «Динамо». Десяти дней хватит? Хватит. Вот и продлили срок заявок для обоих клубов. А Паша пусть думает, стоит ли ему оставаться в этой стране или все-таки, повинуясь зову сердца, отправиться туда, где теплее.
Если вы еще мужчины
Впрочем, все выше сказанное — лишь мнение отдельно человека, автора. Хоккеистам и болельщикам до того дела нет. Одним надо выходить на лед и играть, другим — поддерживать своих и просто болеть за хороший хоккей. И верить, что даже после отъезда в НХЛ уровень суперлиги будет соответствовать мировым стандартам. И поигравшие в России классные игроки будут вспоминать не только доходы, которые они получали за «службу» в далекой и неизведанной стране. Так что, ребята, играйте, как умеете, радуйте народ, если вы еще…
И уж если откровенно — всех пугают перемены
Про это писать не хотелось — щепетильно. Но надо. Начинается сезон, в котором главная задача руководителей клубов и федерации, а также тренеров — прежде всего, в том, чтобы подготовить сборную России к Олимпийским играм в Турине и чемпионату мира в Латвии. Вот только Владимиру Крикунову и его помощникам, которых становится все меньше, придется решать серьезную задачу. Собрать добротный состав. Для этого нужно либо решиться поверить в тех, кто играет дома, так как последние ставки на «звезд» из НХЛ ни к чему хорошему обычно не проводили. Третье место не наше — Россия достойна большего. Перемены в руководстве российского хоккея никому не нужны, но, чтобы добиться результата, все-таки стоит вдуматься в приведенные выше бессмертные слова Макаревича и Кутикова.