По мнению главы российской делегации Олега Матыцина, подобный успех стал неожиданным.
На посвящённой итогам Универсиады пресс-конференции планировалось выступление глав российской делегации в Измире — исполняющего обязанности президента Российского студенческого спортивного союза, ректора Российского Государственного университета физической культуры, спорта и туризма Олега Матыцина и ректора Московской Государственной академии физической культуры Сергея Сейранова, а также заместителя руководителя Росспорта Сергея Короля и первого вице-президента Олимпийского комитета России, заместителя председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодёжи Валерия Кузина.
К началу мероприятия пришли только Матыцин и Король, Кузин появился незадолго до завершения, а Сейранов и вовсе не объявился. Но настроения присутствующим это не испортило — все радовались успеху российских спортсменов.
Открывавший мероприятие Олег Матыцин отметил, что российская делегация была первой во всём — самой представительной (415 человек) и самой побеждающей.
Россияне, выступавшие во всех видах программы, кроме женского баскетбола, завоевали 65 наград (26 золотых, 16 серебряных и 23 бронзовые), опередив по этому показателю соперников из других стран (у ставших вторыми китайцев 49 медалей, из них 21 золотая).
«Победа сборной России на Универсиаде оказалась очень своевременной — наш спорт уже пережил этап трансформирования советской системы в российскую», — заявил Матыцин, отметивший, что наград могло быть и больше, если бы не два обстоятельства — смерть перед самой Универсиадой президента Российского студенческого спортивного союза Алексея Киселёва и проблемы с комплектованием.
«Федерации по видам спорта утверждают составы лишь за два месяца до Универсиады, да и клубы не всегда отпускают ведущих спортсменов, — посетовал Матыцин, призвавший государство в лице Росспорта увеличить объём помощи студенческому спорту. — Этот успех был для всех нас неожиданным, если же государство будет помогать, успех будет закономерным».
Сергей Король заверил, что так и будет, отметив, что «студенческий спорт не только массовый». Следом слово взял первый вице-президент Федерации фехтования России Юрий Бычков. Кстати, российским фехтовальщикам принадлежит уникальное достижение — все члены команды вернулись домой с наградами. «Доля глав делегации Матыцина и Сейранова в медалях фехтовальщиков — минимум 50%», — потряс присутствующих откровением Бычков.
Обладательница сразу двух золотых наград Универсиады — в беге на 400 метров и в эстафете 4 х 400 — Наталья Назарова сравнила это соревнование с Олимпиадой, заявив, что «командный дух ощущался больше, чем где бы то ни было».
Когда ваш корреспондент уже начал уставать от хвалебных од, официальная часть мероприятия завершилась и Матыцин принялся отвечать на вопросы журналистов. Которые касались в основном неудач команды. Речь сразу же зашла о выступлении российских футболистов — первом с 1995 года.
«Я встречался с президентом РФС Виталием Мутко, мы решили послать на Универсиаду команду, сформированную на основе молодёжной сборной», — сообщил исполняющий обязанности президента Российского студенческого спортивного союза, сразу же оговорившийся, что затея не удалась: клубы просто не отпустили своих ведущих футболистов.
«Автономия клубов — это проблема. Надо выстроить вертикаль власти», — резюмировал Матыцин, заявивший, что даже Мутко не смог повлиять на руководителей команд.
Также выяснилось, что занявшая второе место Ирина Чащина выступала с травмой, и ей нужно делать операцию. На результат соревнований по художественной гимнастике (россиянки уступили украинкам) оказал влияние и тот факт, что судейскую коллегию возглавляла Ирина Дерюгина, так что судейство было «неблагоприятным».
Неудачное выступление борцов стало для руководителя российской делегации «негативным сюрпризом». «Думаю, что проблема в формировании состава», — предположил Матыцин.
Когда ведущий уже предложил журналистам задать «последний вопрос», в президиуме появился Валерий Кузин, который и стал его автором: «Как перевести на английский выражение «день физкультурника?» «Day of physical culture and sport», — ответствовал Матыцин. «А man?» — не унимался Кузин. Ответа не было.