— Вы разочарованы итогом сегодняшних соревнований?
— Представьте себе, нет. Показал в принципе тот результат, на который был готов. Чтобы побеждать со стопроцентной гарантией, нужно иметь большой запас прочности. Сегодня в метании копья нет такого лидера, каким был на протяжении многих лет чех Ян Железны. Успех эстонца Андруса Вярника, ставшего чемпионом, нельзя назвать сенсацией. Он был вторым на прошлом чемпионате мира в Париже, когда золото досталось мне. Попытка за 87 метров в сегодняшних условиях — просто шикарный результат.
— Что принесло успех прибалту?
— Максимальная концентрация в лучшей попытке. Он вложил в нее все силы и душу. Не случайно Андрус так бурно праздновал свой успех. Целое шоу в секторе устроил. И с ветром ему повезло. Как мы говорим, попал в струю.
— Можно ли сказать, что латышские ребята и Вярник продолжают традиции советской школы?
— Безусловно. Тот же Вярник тренируется у Хейно Пуусто, в прошлом рекордсмена СССР. Латышей вывел на большую орбиту легендарный Янис Лусис. С ребятами из прибалтийских республик мы поддерживаем дружеские отношения. Сразу после Хельсинки собираюсь в гости к Вярнику. Выступлю на турнире в Таллине.
— В четвертой попытке сначала вы опередили олимпийского чемпиона Андреаса Торкилдсена, а затем норвежец снова оттеснил вас со второго места на третье, после чего вы о чем-то оживленно беседовали…
— У копьеметателей принято поздравлять друг друга с удачной попыткой.
Круг претендентов на награды на крупных соревнованиях ограничен, и мы давно уже живем одной большой семьей.
Очень приятно соревноваться в такой обстановке.
— Параллельно с соревнованиями по метанию копья проходил предварительный женский забег на 5 км. Его участницы <1>очень вам мешали?
— Особенно в последней попытке. У меня оставалось 13 секунд на выполнение броска, а тут как раз девчонки бежали мимо. Пока пропускал их, пережидал ветер, время поджало. Попытка же получилась довольно дальней. Если бы не цейтнот, мог бы и лучший свой результат показать.
— Организаторы ЧМ-2005 сделали сектор для метания только с одной стороны…
— Даже не знаю, чем вызван этот прокол. Когда в 2002 году я устанавливал рекорд этого стадиона (он равен 89, 90), то метал с противоположного края. Все тогда получилось просто замечательно. Сегодня с учетом ветра такой вариант был бы куда более предпочтительным.
— На Олимпийском стадионе Хельсинки сооружена башня в честь победителя Игр 1932 года в Лос-Анджелесе в метании копья Матти Ярвинена. Хотели бы, чтобы такой монумент воздвигли в вашу честь?
— В России наша дисциплина не столь популярна, как в Финляндии. В Москве могут построить только какую-нибудь футбольную башню.
— У вас есть золото и бронза чемпионатов мира, две такие же олимпийские награды. А какое серебро вы считаете самым ценным в своей карьере?
— Привезенное с европейского первенства 2002 года.
В Мюнхене, можно сказать, сделал свой первый шаг к парижскому триумфу.
— Какие стимулы остаются у вас для продолжения выступлений?
— В этом году немного отступила наша профессиональная болезнь. Травмированная рука практически не беспокоит. Значит, можно метать копье, чем я и занимаюсь. Может быть, не так успешно, как хотелось бы российским болельщикам.