— Вы лидировали с первых и до последних метров дистанции…
— Предпочитаю придерживаться именно такой тактики. Если готова, стараюсь сразу вырваться вперед. Пусть соперницы догоняют. Прошла именно так, как была готова. Люблю ровный темп. Первую десятку преодолела за 43:50 и вторую за столько же.
— В лыжных и биатлонных гонках с масс-стартом фаворитов частенько «затаптывают» на первых метрах дистанции. С вами такое случалось?
— Нет, мы ведь все-таки без лыж и палок обходимся. Я обычно еще раньше вперед выхожу, но сегодня меня в стартовом коридоре поставили к самой бровке.
— Опасались кого-то из соперниц персонально?
— Пожалуй, только китаянок. На домашних стартах они показывали очень высокие результаты, а на международные носа не <1>показывали. Просто не знали, какой домашней заготовки от них ожидать. Предполагала, что белоруска Рита Турова будет бороться за медаль — так и вышло.
— Одна из китаянок сразу же «вцепилась» в вас по ходу дистанции. Вы рассматривали ее как помощницу, помогающую поддерживать темп, или как соперницу, способную в любой момент атаковать из-за спины?
— Ни то ни другое. После трех километров она уже дышала тяжело и вряд ли могла выдержать заданный темп. Мне она не помогала, но и не мешала.
— Сами были уверены, что темп выдержите?
— На все сто процентов. Планировала выйти из 1.26 и справилась с этой задачей. Практически секунда в секунду показала результат, на который настраивалась.
— Кто так успешно вел вас по дистанции?
— Сама справлялась. На каждом километре дистанции были установлены электронные секундомеры, по ним и ориентировалась.
— Оторвавшись от соперниц более, чем на минуту, не испытывали соблазна сбросить скорость, чтобы не нарваться на дисквалификацию?
— В этом не было нужды. Ни одного замечания от судей не получила, и снижать темп не было никакого смысла.
— Вы так улучшили технику за последнее время или судьи перестали придираться к российским участникам?
— Ко мне особо не придирались и раньше. После вчерашней дисквалификации Ильи Маркова, считавшегося реальным претендентом на медаль, нам намекнули: особо опасаться дисквалификации за нарушение техники не стоит. Два раза подряд представителей одной страны, как правило, не карают.
— Следили ли вы за вчерашними соревнованиями мужчин и считаете ли справедливой дисквалификацию Маркова?
— Илья ходит технично, как мы говорим на профессиональном языке, низко. Маленько жестковато в сравнении с испанцами и эквадорцем Джефферсоном Пересом, которого мы в шутку Перцем называем. Маркову нужно бы было отпустить их метров на пять, а затем держать этот зазор. Не получилось.
— Чем эта трасса отличается от тех, на которых вам приходилось соревноваться на чемпионатах мира?
— Городских красот мы не замечаем, только болельщиков слышим да следим за скоростью. Асфальт здесь хороший, болельщики понимающие, обо всем остальном мне трудно судить.
— Как вы удалось набрать столь отменную форму к чемпионату мира?
— Тренировалась на высокогорье в Кыргызстане. Когда работаешь в таких условиях, главное, простуду не подхватить. Меня эти напасти обходили стороной на протяжении всего сбора. Только за пять дней до отлета в Хельсинки навалились болячки. Вчера, как по мановению волшебной палочки, стало лучше. Сочла это победным знаком.
— С вашим именем сам бог велел дополнить коллекцию наград золотом Пекина-2008…
— Имя мое не имеет никакого отношения к спорту. Оно старинное, очень популярное в чувашской деревне, где я родилась. Сегодня, кстати, день моего ангела. Может быть, поэтому у меня все так удачно сложилось.