Сначала о курьезах. Неожиданные трудности возникли у фаворита Парижа. Их буквально уличили во лжи, причем прямо на презентации. Французы утверждали, что 97 процентов парижан поддерживают проведение Олимпиады. А оказалось, что любителей большого спорта всего 43 процента. Парижан попросили прокомментировать это несоответствие. И они чувствовали себя довольно униженно, хотя и вывернулись из ситуации. Но осадок, как говорится, остался.
Не все гладко было и у Нью-Йорка. Американцы зачем-то привезли в Сингапур больного Мохаммеда Али. Они рисковали и промахнулись. Великий боксер попытался подойти к трибуне, чтобы сказать несколько слов, но упал (к счастью — прямо на стул). Впечатление было смазано.
В составе российской делегации все были здоровыми, крепкими и красивыми. Зал взорвался аплодисментами, когда на трибуне появилась Юлия Бордовских. Но до этого произошло еще несколько событий.
Сначала слово взял генеральный менеджер Заявочного комитета Александр Чернов. На хорошем английском (помните, как Ярцева на Евро04 в Португалии выручал) он начал презентацию Москвы. Сначала показали клип. В ней столица России выглядела так, как может выглядеть только в клипах.
Чистые улицы, улыбающиеся люди, прекрасная погода. Как говорится, всем бы в такую Москву.
Можно было различить пару билбордов некоторых коммерческих структур. В таких фильмах ничего случайно не появляется.
Сразу скажем, что презентация России длилась 40 с небольшим минут и ни разу не сложилось впечатления, что все затянуто, что есть какие-то паузы. Наши держались уверенно. Юрий Лужков продемонстрировал, как он ловко может выучить английский текст, не зная при этом языка Шекспира и Диккенса. Пусть произношение не лучшее, пусть фразы простые, но ведь может, когда хочет.
Глава города поделился с присутствующими тем, что занимается тремя видами спорта (футболом, теннисом и конным спортом), но пообещал, что если за Москву проголосуют, то он освоит половину олимпийских дисциплин. «Если бы вы смогли проникнуть в сердце и душу москвичей, — сказал Юрий Лужков, — то узнали бы, как все хотят видеть Олимпиаду в городе». Видимо, московским властям удалось совершить эту операцию. Кроме того, Юрий Лужков пообещал, что это будут самые гостеприимные игры. И он уже всех приглашает.
После главы города слово взял знаменитый пятиборец, олимпийский чемпион, а ныне спортивный директор заявочного комитета Дмитрий Сватковский. Он признался, что рассчитывает быть постоянным партнером МОКа на протяжении ближайших 8 лет (намек понятен). Известный спортсмен сказал, что все спортивные сооружения, которые будут нужны, построят в столице к 2010 году. И все дают полную гарантию (Сватковский даже прижал руки к сердцу). Из плюсов Москвы чемпион отметил близость всех спортивных сооружений. «До каждого из них можно добраться не более чем за 17 минут», — отметил он. Значит, дороги все-таки будут перекрывать.
Александр Чернов тоже отметил, что никаких проблем на дорогах не будет (боюсь, что владельцев автомашин ждут нелегкие времена. — А.Ш.). А для спортсменов в Олимпийской деревне будут созданы самые лучшие условия. Пообещали по 20 метров жилой площади на человека. Сказал он и о безопасности. «9 мая в Москву приехали президенты 50 государств и никаких инцидентов не было», — отметил Чернов (пешеходам тоже придется несладко. — А. Ш.).
Особенно Москва упирала на то, что вся Олимпиада будет построена вокруг Москвы-реки.
И такого козыря ни у кого из кандидатов нет. Сказали, что она чистая и соответствует всем экологическим параметрам. Вот это новость! Показали также фильм про реку. Режиссер очень грамотно обошел тему промышленных предприятий на берегу.
Затем на сцену вышла Юлия Бордовских, чей внешний вид всегда вызывает овации. Она говорила по-французски, но затем незаметно перешла на английский язык. Ничего сенсационного она не сказала, но на нее было просто приятно смотреть.
Снова показали рекламный ролик. Какие-то неизвестные люди — музыкант из Ирландии, журналист из Афганистана, дипломат из Германии, кто-то из Конго и Кореи — рассказывали, что Олимпиада для Москвы будет всем во благо. И экономика города и страны поднимется, и политическая ситуация улучшится. Они явно что-то знали.
Далее на сцену вышел премьер-министр Михаил Фрадков. Он говорил общие слова, но затем дал слово Владимиру Путину, который обратился к представителям МОКа по телевизору. Президент страны недавно стал изучать английский язык. И добился неплохих результатов. Правда, от волнения у него поменялся голос. И вообще он был напряжен, хотя старался улыбаться. Да и некоторые слова на телетексте еще читаются не с первой попытки. Что он сказал? Про Чечню и ЮКОС ничего. Зато отметил, что занимался дзюдо. И этого достаточно, чтобы Москве дали Игры.
«У вас есть уникальная возможность проголосовать за Москву», — обратился он сурово к членам МОКа. Вероятно, если они сделают неправильный выбор, то больше у них не будет возможности голосовать за кого-либо.
На сцене появился Александр Попов, сообщивший, что он стал заниматься спортом благодаря Играм-1980. И отметил, что сейчас нужен новый толчок для развития спорта в России. Он-то карьеру завершил.
Выступила Ирина Роднина, удивившая многих россиян демонстрацией «Олимпийского учебника». Она сообщила, что его изучают в школах. Правда, не сказала, в каких.
Затем слово взял один из авторитетных представителей МОКа Виталий Смирнов. И он сказал, что всем стоит отдать голос за Москву.
Все завершилось еще одним рекламным роликом, после которого на глаза наворачивались слезы. Так красиво было показано, как близки большой спорт и культура, оркестр исполнил классическую музыку. Все члены российского заявочного комитета вышли на сцену и чуть ли не обнялись. Аплодисменты были недолгими, но искренними.
«Есть ли у кого вопросы?» — спросил Жак Рогге, глава МОКа. Все молчали. Но вдруг вылез один из членов международного олимпийского комитета, который, впрочем, оказался довольно добродушным. Он поинтересовался, где будут расположены тренировочные базы, и с чего все решили, что до объектов можно будет быстро доехать (видимо, посидел в московских пробках). Дмитрий Сватковский ответил, что базы будут рядом с деревней, а про пробки никто ничего не сказал (ясно, что перекроют дороги).
На этом все и закончилось. Хорошо, что не было никаких скандалов. Правда, смущает, что члены МОКа задали так мало вопросов. Можно подумать, что им неинтересно, что они не рассматривают Москву как серьезного претендента, ведь остальных кандидатов допрашивали довольно тщательно. Возможно, у России была самая подробная презентация, хотя журналисты ВВС подсчитали, что московское представление длилось на 13 минут меньше максимально отведенного срока. Это дало повод британцам пошутить, что хитрые русские, сэкономив время, просто дали возможность членам МОКа наконец позавтракать, чем опять-таки улучшили отношение к себе и своей заявке. Позднее в среду узнаем, подействуют ли московские хитрости.