До рекорда 16-летней давности осталась лишь одна жертва...
Этап за этапом, километр за километром на ралли Барселона — Дакар погибают люди. Статистика смертельных случаев в гонке за последние полмесяца удручающая: погибли пять человек. Конечно, за все время соревнований (история ралли насчитывает без малого 27 лет) человеческая смерть — штука не новая. Всего погибли 48 человек, из них 22 — спортсмены. Но это за четверть века, а в нынешнем году за полмесяца уже пятеро... Такой «результат» настораживает. А печальный рекорд был установлен в 1989 году, когда жертвами среди участников и зрителей стали шесть человек.
Началось все в нынешнем году с испанца Хосе Мануэля Переса, который сначала получил серьезные повреждения, а затем скончался в больнице от полученных травм. Днем спустя «Дакар-2005» ознаменовался гибелью его двукратного победителя итальянца Фабрицио Меони. Тот упал с мотоцикла на скорости чуть меньше 200 километров в час, и врачи не смогли спасти его.
В среду два мотоциклиста из группы поддержки бельгийца Рене Деляби попали под колеса грузовика и погибли на месте. В пятницу стало известно, что в минувший вторник жертвой Дакара стала пятилетняя сенегальская девочка, попавшая также под колеса грузовика. Она вырвалась из рук родителей, побежала по направлению к дороге и была сбита автомобилем, возвращавшимся на родину, поскольку его участник выбыл из соревнований.
Что-то подсказывает, что все эти пять эпизодов не станут последними в истории «Дакара-2005». Уж больно систематически происходят трагедии, не оставляя без смертельных случаев каждый второй этап соревнований.
Не стоит забывать, что потерпел аварию российский камазовский экипаж Ильгизара Мардеева при прохождении тяжелейшей трассы Смара — Зуерат. В результате инцидента серьезно пострадали механики Владимир Голуб и Александр Запольский. Россияне были доставлены в военный госпиталь города Эль-Айюн (административный центр Западной Сахары), где получившему черепно-мозговую травму Запольскому была сделана операция. Подозрения медиков на перелом позвоночника у Голуба не подтвердились.
По мнению многих участников ралли, в том числе и именитых победителей, виновны в происходящем организаторы. Некоторые говорят, что ралли превратилось просто в скоростную гонку по пескам, что и привело к повышению необоснованного риска.
Сразу приходит на ум пример «Формулы-1», где организаторы чересчур заботятся о безопасности гонщиков, постоянно придумывая правила, уменьшающие скорость на трассе. В «Дакаре» же царят совсем другие взгляды.
В последние годы пустынные ралли становятся для участников даже более опасными, нежели традиционные, где машины развивают гораздо большие скорости. Так, в сентябре 2004 года погиб на «Ралли фараонов» в Египте трехкратный победитель ралли Париж — Дакар, французский мотогонщик Ришар Сэнкт.
Самым же трагичным стало ралли 1989 года, когда погибли три гонщика и три болельщика, причем один из них — от пули, посланной боевиками фронта «Полисарио», воюющего за независимость Западной Сахары. Из-за схожей ситуации в 1999 году гонку приостановили, а участники из Западной Африки были сразу переброшены в Ливию. Через два года на мине подорвалась «техничка» португальской команды, водитель которой потерял ногу. Тогда также была опасность, что отменят несколько этапов из-за военных действий в Западной Сахаре, но все обошлось. По иронии судьбы, гонка 2001 года стала для спортсменов одной из самой безопасных в истории: среди гонщиков никто не погиб...
14-й этап ралли «Дакар-2005» в пятницу выиграл экипаж команды ДАФ под управлением Геррарда де Роя. Результат победителя - 6 часов 32 минуты 14 секунд. Экипаж «КамАЗа» во главе с Фирдаусом Кабировым занял третье место, другой российский экипаж под руководством Владимира Чагина занял 24-е место. В общем зачете за два этапа до финиша лидирует «КамАЗ» Кабирова - 67:35.58. Идущий вторым экипаж ДАФ под руководством голландца Ханса Бекса уступает россиянам почти три часа. «КамАЗ» Чагина занимает в общем зачете 19-е место.
А в классе автомобилей и мотоциклов продолжают уверенно лидировать французы Стефан Петеранзель на «Мицубиси» и Сириль Депре (КТМ) соответственно.