Друзья, ежели кто-то из вас пропустил этот финал Лиги чемпионов, то знайте: это было большим упущением. Никто не спорит, что список участников этого поединка не впечатляет. Да, это не реванш «Баварии» у «Манчестер Юнайтед» и не очередной этап векового соперничества «Реала» с «Миланом». Но триумф португальской тактики над французским вдохновением, да еще и на столь высоком уровне не скоро доведется увидеть. И, конечно же, Дима Аленичев.
Наконец-то у него есть объективный, ничем не отвергаемый, никем не оттеняемый повод для радости. Начало его зарубежной карьеры, будем честными, к феерическим не отнесешь. Но тем ценнее то, как Аленичев сумел выбраться из психологической ямы и выйти на такой серьезный уровень игры, который еще никому из россиян не снился.
Да, он не выдерживал конкуренции за место в составе «Ромы» с Франческо Тотти, было дело. Да, был с охотой обменен на Хидетоси Накату в «Перуджу». И где теперь Тотти, где Наката? Кто из хотя бы имеет наглость мечтать о подобном успехе? Приблизится ли кто-либо из них к Кубку чемпионов до конца карьеры, неизвестно. А Аленичев, так сказать, уже. Причем нельзя сказать, чтобы российский хавбек просто числился в команде.
Хотя именитые клубы здесь не охвачены, финальное противостояние выглядело занятно. Португальцы, как более тактическая команда, медленно, враскорячку входили в игру, французы были больше похожи на приверженцев импровизации. На это же нам указывает весь путь, который команды прошли перед нынешним финальным поединком. «Монако» в каждом матче доводил все до стадии, когда все уже ставили на нем крест, чтобы затем отыграться. «Порту» завоевывал минимальное преимущество, которое затем благополучно удерживал весь остаток времени.
Молодой решающий матч Лиги чемпионов. Молодые тренеры, молодые футболисты. В этих клубах других не держат. Отсюда их, конечно же, продадут. И эти ребята, безусловно, еще многие годы будут крутиться вокруг да около трофея Лиги чемпионов. Но уже в составе других клубов.
Так что такой финал вряд ли признак тенденции, скорее одиночный выпад обстоятельств. Но от этого он не менее показателен.
Сегодня любая одна отдельно взятая команда может в отдельно взятом матче переиграть другую отдельно взятую команду. Теоретически так было всегда, но на практике в полуфиналах все время участвовали одни и те же команды. В этот раз так совпало, что нет. В результате из самого невзрачного в перспективе финала Лиги чемпионов выросла одна из самых интересных побед на этой стадии.
«Монако» начал игру вторым номером, отдав инициативу сопернику и выжидая моменты для контратаки. Шансы на это резко упали, когда из-за травмы поле покинул Людовик Жюли.
«Порту» был ведущим в этом финальном танце Лиги чемпионов не только по совокупности времени, проведенного командой в атаке. Команда еще и просто мало ошибалась, поскольку увереннее чувствовала себя, владея мячом. Подопечные Жозе Мауринью играли в более тренерский, более позиционный футбол. Они вышли на газон выполнять свой план. Сбился разок Рикарду Карвалью, позволил Пршо завладеть мячом, и тут же Нуну Валенте схватил его за горло, хотя хорват не сумел реализовать момент. План был превыше всего для португальцев в этой встрече. И, в сущности, они его выполнили.
Нуну Валенте начал первую голевую атаку на своем левом фланге. Начал с навеса, потому что с его позиции предписано делать именно это. Мяч не долетел до форвардов в центре, а перелетел дальше на правый фланг, где Педру Мендеш подхватил мяч, в одно касание выдал подбежавшему (и совершенно свободному) Паулу Феррейре, от которого пас шел уже в центр чужой штрафной. Двое игроков «Порту» там караулили мяч, и Карлос Алберту в два удара переправил мяч в сетку.
И второй с третьим голы были такими же позиционными, как и первый. Стеночка — удар — гол. Сначала Деку из центра отдал на Аленичева, получил от него в сердце чужой штрафной и нанес точный удар. Затем уже сам Аленичев сыграл в стенку с Дерлеем и сам уже переиграл Рому.
3:0 — и у «Монако» начинается истерия.
Команда начинает грубо нарушать правила, против одного вратаря Байи французы дважды очень грубо нарушают правила. Никаких голов престижа. Куда там, при считаном количестве осмысленных атак?
Остается констатировать, что импровизации у «Монако» не получилось. Не получилось, потому что команда не сумела справиться с напряжением, которое является неизбежным признаком финальных матчей. Элементы импровизации, то есть, в сущности, сами импровизаторы, проявили себя не лучшим образом.
Патриса Эвра в последний раз в Лиге чемпионов подавляла бригада из Марата Измайлова, Дмитрия Лоськова и Владимира Маминова. В матчах с «Локомотивом» он в общем-то толком не поднял головы. Во второй раз с ним это произошло в Гельзенкирхене. Жером Ротен не сделал ни одного качественного навеса, не выдал ни единой действительно острой передачи. Фернандо Морьентес ни разу не бил по воротам. Флавио Рома ни разу не сыграл на выходе.