Спустя без малого десять лет я все еще помню ту самую первую консольную НХЛ-94, которая была истинным хитом в мире восьмибитных приставок. Сильнейшими командами там были «Питсбург», «Монреаль», «Рейнджерс», «Нью-Джерси» и «Лос-Анджелес» с Уэйном Грецки. В графе «сила команды» каждый из них имел по восемь делений, кроме «Монреаля», имевшего девять. Это был максимум. У существовавшего третий год «Сан-Хосе» было, скажу для сравнения, было огромное количество делений - аж целых два. Меньше - ни у кого. Даже другой новичок - «Тампа» и то имела три деления.
Только вспомнив те дни, я в полной мере осознаю, какой огромный путь проделали эти ребята.
Чтобы вы поняли, что такое Сан-Хосе, я расскажу об одном из детских заблуждений. Когда мы с другом еще до того как в стране появился Интернет и все-все-все, искали на карте города, где есть хоккейные клубы НХЛ, единственный город Сан-Хосе, который мы нашли, был на Коста-Рике. Ага, подумали мы, вот ведь где уже играют и пошли покупать себе коньки. Мы думали Коста-Рика для Америки что-то вроде Канарских островов для Испании, а «Сан-Хосе», стало быть, какой-то местный «Тенерифе».
На самом деле, конечно, ничего подобного. Сан-Хосе это север штата Калифорния. Чуть южнее на расстоянии нескольких часов автомобильного пути от другого, куда более известного «Сана» - Сан-Франциско.
Начав свое существование под руководством Джорджа Кингстона (в его карьере «Сан-Хосе» так и остался единственным опытом работы главным тренером в НХЛ), команда вскоре пригласила к себе Кевина Константина. Тогда Константин не имел еще опыта работы в НХЛ, но тут же сумел вывести команду в плей-офф. Впрочем, это не был поставленный результат, скорее мимолетный успех. «На дурачка» одним словом. И когда на старте следующего сезона Константин имел три победы в 25 матчах, никто не удивился. Все просто стали искать нового тренера. Помыкавшись годик с Элом Симсом, «Шаркс» пригласили Дэррила Саттера.
И покатило.
На протяжении шести лет под руководством Саттера «Сан-Хосе» прогрессировал не переставая. Из борьбы за статус последнего клуба НХЛ, Саттер довел его до победы в Тихоокеанском дивизионе по итогам регулярного чемпионата в сезоне 2001/02. Когда спустя семь месяцев стало ясно, что повторить это достижение команде не удастся, он был уволен. Уволен, чтобы вскоре получить шанс поработать с «Калгари», с которым сейчас играет против своей старой команды.
Как раз когда я вовсю «рубился» в НХЛ-94, всячески избегая играть за «Сан-Хосе», этот клуб выбирал на драфте молодого казахского парня Евгения Набокова.
«Дэррил был одним из важнейших людей во всей клубной структуре, - вспоминает Набоков - ныне главная звезда «Сан-Хосе». - Играть сегодня против него - большое удовольствие. Он заслуживал этого шанса проявить себя с «Калгари», и я рад, что у него все получается». Мнение Набокова вполне понятно, ведь именно при Саттере он превратился из безнадежного резервиста, в основного вратаря, выиграв попутно «Колдер Трофи» - награду, вручаемую лучшему новичку, в свой первый сезон. И, хотя с момента этого драфта, до его полноценного дебюта в Лиге прошло ни много, ни мало - шесть лет, клуб едва ли жалел о своем тогдашнем выборе.
Вообще Саттер привлек в команду большинство ее теперешних крайне нужных игроков. Джонатан Чичу, Нико Димитракос, Брэд Стюарт, Джим Фейхи, Марк Смит и Марсель Гок были при нем задрафтованы. А Венсан Дамфусс, Патрик Марло, Марко Штурм, Майк Риччи, Алин Макколи, Скотт Торнтон и Уэйн Примо - при нем приглашены. То есть Рон Уилсон пришел практически на всем готовеньком и толком ничего своего пока привнести не успел.
Таким образом Саттер не просто играет против своей бывшей команды, он играет против команды которую еще и знает очень хорошо.
А это значит, что какие-то шансы априори есть. Несмотря на все кризисные нотки, которые приобретают голоса заокеанских аналитиков, когда они говорят о канадском хоккее, «Калгари» владел Кубком Стэнли сравнительно недавно - всего-то 1989 году. Ну и, все мы знаем, кто такой Крэг Конрой. Я все еще не могу поверить, что из «Сент-Луиса» его отправили с формулировкой «тормозной». Лучше б они его вместо Дага Уэйта наигрывали. Глядишь, играли бы сейчас вместо «Сан-Хосе». Джером Игинла опять же.
Мику Кипрусоффа Саттер кстати тоже, надо сказать, задрафтовал в «Сан-Хосе», но это не мешает финну играть роль Набокова в «Калгари». Да так, что «Sports Illustrated» в свое привью серии ставит по вратарям оценку «ровно», хотя игру Набокова не перестает называть феноменальной.
…По окончанию серии с «Акулами» Саттер ляжет спать. Возможно, ему будут сниться львы. А «Сан-Хосе» будет готовиться к финалу.