На послематчевой пресс-конференции он объявил, что спортивный директор клуба Борис Рапопорт работает против него лично, против команды и против всего питерского футбола.
На роль предводителя заговорщиков Борис Завельевич явно не тянет. У него в конце 2002 года был шанс стать своеобразным питерским дель Боске. Когда Рапопорт возглавил «Зенит», многие находили даже внешнее сходство с сеньором Висенте. Не говоря уж о биографии. Да только дель Боске с «Реалом» Лигу чемпионов выиграл, а Рапопорт с «Зенитом» выдал в чемпионате России безвыигрышную серию, растянувшуюся на десять с лишним туров. После чего в Питер и был призван Петржела.
Обвинения пана Властимила в адрес господина Бориса в другой ситуации можно было бы посчитать смешными.
Петржела ставит в вину спортивному директору уход в «Торпедо-Металлург» форварда Андрея Николаева и упущенного защитника Дениса Колодина, который в отличие от нынешнего квартета «оборонцев» и вратаря Сергея Иванова мог бы зычно командовать на русском языке. Отсутствие в заявке четвертого голкипера, в результате чего запасным вратарем сейчас является то ли Павел Мареш, то ли Александр Кержаков, вообще объявляется чуть ли не главным преступным деянием Рапопорта.
Но виноват ли в этом Борис Завельевич? Контракт с «Зенитом» у Николаева истек в конце года, и еще задолго до завершения «серебряного» сезона агент футболиста Павел Гусев вел переговоры с москвичами. Когда же «Тормет» возглавил Валерий Петраков, звавший питерского форварда к себе еще в Томск, судьба Николаева была решена процентов на 90. Петржела мог бы удержать Андрея только одним способом: пообещать дать больше игрового времени и походатайствовать о лучших условиях контракта. Прошлой весной, когда в аналогичной ситуации оказался Андрей Аршавин, пан Властимил так и поступил. Сейчас предпочел пригласить в Питер чешского форварда Марека Кинцла.
«Разрулить» ситуацию с Колодиным оказалось возможным только на уровне Совета федерации. Перспективному защитнику Гусев (он и у него в агентах) как раз рекомендовал заключить контракт с «Зенитом». Да из Элисты Колодина в Питер не отпустили. Отпустили в Самару. Как поговаривают, после того как босс «Крыльев» Герман Ткаченко, используя свой мандат сенатора, напрямую договорился с Кирсаном Илюмжиновым. Возможности члена Совета федерации от Санкт-Петербурга Виталия Мутко зенитовцы по старой памяти почему-то не использовали.
Да и вообще, если нужен был человек, способный зычным окриком наладить дырявую зенитовскую оборону, нужно было еще осенью Виктора Онопко брать. Его бы и полузащитники с форвардами слушались. Однако когда Виктор Савельевич приехал на переговоры в Северную столицу, ему на несколько месяцев задержаться не предложили.
Зато по пожеланию Петржелы был подписан четырехлетний контракт с македонцем Величе Шумуликоски. Говорят, классный защитник, против сборной Англии в отборочном цикле Евро блестяще сыграл и самого Бекхэма нейтрализовал.
Да только за ту минуту, что он провел на поле в российском первенстве, оценить способности Величе невозможно. Еще один новобранец Дарко Малетич вообще в заявку не попадает.
Сегодняшний «Зенит» в какой-то степени стал жертвой системы, сложившейся при прежнем президенте. В бытность боссом питерского клуба Виталий Мутко замыкал на себя все вопросы — от сложной трансферной политики до задушевных бесед с мамами юных футболистов. Когда же Виталий Леонтьевич ушел в большую политику, обнаружилось, что в «Зените» нет ни нормальной селекционной службы, ни четкого разграничения функциональных обязанностей.
Петржела утверждает, что он был уверен: вратаря дубля можно использовать в матчах премьер-лиги. Как в Чехии. Рапопорт парирует, что главный тренер клуба, узнав о травме Малафеева, не обращался с просьбой заявить четвертого вратаря. В «Сатурне» вон тремя обходятся. Да и не может неопытный Роман Денисов стать палочкой-выручалочкой в сложной ситуации. Пока ведь ни интернациональная защита питерцев не ложится на амбразуру ивановских ворот, ни тренер не старается подбодрить 19-летнего Иванова, оказавшегося волею судеб основным голкипером.
Довольно странную позицию заняли руководители «Зенита». Генеральный директор клуба Илья Черкасов, долгое время осуществлявший менеджмент в театральном мире, списал все на эмоции после драматического спектакля на «Петровском». Правда, предупредил: «Если Петржела и дальше будет допускать высказывания, порочащие честь клуба, то будет оштрафован». На сколько и когда, правда, не уточнил. Деликатно обошли в пресс-службе (ее руководитель, кстати, приступил к работе совсем недавно — он был «брошен на укрепление» из «Промстройбанка», владеющего контрольным пакетом акций «Зенита») и вопрос о том, был ли премирован Петржела по итогам прошлого сезона после предпринятого паном Властимилом осенью демарша.
Нынешние заявления — это экспромт, который очень хорошо подготовлен. Дело не в Рапопорте, не в ошибках в селекции и не в упущенном лидерстве в нынешнем чемпионате. Петржела, как опытный игрок, все просчитал. Его контракт заключен по схеме 2+1 на условиях, далеких от тех, что имеют сейчас в Москве Невио Скала и Артур Жорже. Руководители «Зенита» считают, что вопрос о +1, равно как и вопрос об улучшениях финансовых условий соглашения, должен рассматриваться после завершения сезона-2004. Когда будет ясно, насколько стабильны питерцы в российском первенстве и насколько они готовы к европейским испытаниям.
Петржела же с такой постановкой вопроса не согласен. Он хочет все и сразу.
Ну, не совсем все и не совсем сразу. Но новый контракт на гораздо более выгодных, чем сейчас, условиях — и летом. Все правильно. В случае если в «Зените» не примут его пока еще ненавязчивый ультиматум, будет возможность трудоустроиться в родной Чехии, а может быть, и в сильной европейской команде. Пока ведь репутация пана Властимила весьма высока. В тренерском рейтинге в Чехии он стоит под номером 3.
Для руководителей «Зенита» наступает своеобразный «момент истины». Как выйдут из этой непростой ситуации менеджеры клуба, не слишком пока искушенные в околофутбольных интригах? Генеральный директор не берется взять на себя ответственность, а председатель совета директоров Давид Трактовенко будет отсутствовать в Питере до 16 апреля. До этой даты ни Петржелу не оштрафуют, ни Рапопорта не уволят. Может быть, и вообще о конфликте забудут.
Радует болельщиков в этой ситуации только одно. На игроках все эти «разборки» никак не сказываются. Ни российские футболисты, ни соотечественники Петржелы никого не собираются «плавить». Они играют в футбол, доводя иногда, правда, болельщиков до предынфарктного состояния.