В прошлом году питерский клуб оказался единственным в премьер-лиге, дважды обыгравшим дерзких дебютантов. После первого матча в Питере в «Рубине» был введен запрет на общение игроков с журналистами, сохранявшийся до самого финиша чемпионата. Так наставник казанцев Курбан Бердыев отреагировал на откровения своего чешского легионера Томаша Чижека, нелестно отозвавшегося об игравших в «Зените» соотечественниках. Те разозлились и выдали классный матч, а победный гол в ворота гостей забил Радек Ширл.
Вторая игра в Казани и вовсе была отмечена привкусом скандальности. К тому времени обе команды уже претендовали на медали чемпионата, и любая осечка могла им дорого стоить. Буквально накануне матча питерцам удалось отвести кандидатуру рефери Валерия Шавейко и заменить его на Валентина Иванова. Представители «Зенита» еще в день вылета в Казань на официальном сайте клуба опровергли эту информацию, которую раскопали местные журналисты.
Мало того что собственный пресс-атташе поставил сине-бело-голубых в положение унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Именно после этого матча в лоббировании интересов земляков все чаще стали обвинять не только тогдашнего президента премьер-лиги Виталия Мутко, но и руководителя КФА Николая Левникова. Казанцы предъявляли серьезные претензии Иванову, хотя тот вроде бы и не допустил «ошибок, повлиявших на результат игры».
Страсти улеглись после того, как обе команды попали на пьедестал и в Европу. В нынешнем сезоне «Рубин» откровенно провалил старт, оказавшись после четырех туров рядом с зоной вылета. Если прошлогоднему дебютанту такое было простительно, то бронзовому призеру — нет. Зенитовцы в целом неплохо начали новый сезон, хотя питерские болельщики предпочли бы видеть куда более весомую цифру в графе «набранные очки».
К тому же перед очередной домашней игрой кадровые проблемы сине-бело-голубых только усугубились. К обширному списку травмированных, в котором значились оба вратаря, добавилась фамилия Быстрова. Из Софии, где он выступал в составе сборной, Владимир вернулся с травмой и, по самым оптимистичным прогнозам, сможет сыграть за «Зенит» только в поединке с «Шинником».
Разные данные накануне игры были о состоянии здоровья Андрея Аршавина. По одним данным, у него была температура в районе 39, по другим — руководство «Зенита» с помощью «засланных казачков» в местной прессе дезинформировало тренерский штаб соперников. До самого свистка Юрия Баскакова все гадали, выйдет Аршавин на поле или не выйдет. Вышел. Тем самым стартовый состав «Зенита» не претерпел никаких изменений по сравнению с матчем с ЦСКА.
Игра в первом тайме развивалась весело. На 7-й минуте опасный момент был создан у ворот Сергея Иванова, когда в очередной раз заставила поволноваться болельщиков, до отказа заполнивших стадион «Петровский», зенитовская защита. Алексей Катульский упустил чеха Рихарда Досталека, а справа от него мчались, ожидая передачи, двое футболистов «Рубина». Однако чех пожадничал, пробил сам — и мимо ворот.
Следом представился шанс отличиться Александру Кержакову, но после подачи углового он не смог замкнуть навес, находясь в метре от ворот. Не сработала, увы, на этот раз связка Арши — Кержи. Тут же оплошала и бразильская связка гостей: передачей Калисто не смог воспользоваться Рони.
После этого инициативой завладел «Зенит». Кержаков, отчаявшийся уже забить сам, сделал хороший сброс под удар партнеру. Им оказался подключившийся к атаке защитник Павел Мареш. Наконец на 20-й минуте счет был открыт. Фактически казанцы сами «привезли» себе гол. Промахнулся мимо катящегося в штрафную площадь мяча вратарь Сергей Козко. Спринтерский забег у Михаила Синева выиграл все тот же Кержаков, но нанести удар не сумел, оказавшись на газоне рядом с воротами. Арбитр Баскаков показал «на точку», но этим и ограничился. Вердикт судьи вызвал оживленные дискуссии: казанцы оспаривали сам факт назначения пенальти, а зенитовцы — то, что рефери не показал еще и красную карточку. Спивак, вышедший к 11-метрвой отметке, был хладнокровен и точен. Пока на трибунах продолжали обсуждать этот момент, очередную ошибку допустила зенитовская защита и Рони, обокрав Константина Лобова, сравнял счет. Такого переполненный «Петровский» явно не ожидал.
После этого игра пошла на встречных курсах. Вновь заставил понервничать партнеров по команде ошибившийся при розыгрыше углового Козко, затем ошибся Мареш, и уже Рони имел шанс вывести «Рубин» вперед. Но ближе к перерыву стало вырисовываться преимущество питерцев.
Вскоре «Зенит» повел в счете. И вновь при обстоятельствах весьма любопытных. Во время розыгрыша углового мяч в штрафной площадке задел руку Калисто, и Кержаков просигнализировал об этом арбитру. Пока Баскаков смотрел на находившегося в районе событий лайнсмена, а гости — на Баскакова, не растерявшийся Ширл нанес точный удар. Козко вновь не выручил партнеров.
К перерыву преимущество хозяев исчислялось уже двумя голами. Это Спивак, сместившийся с правого фланга на привычный ему левый, «накрутил» двух защитников, сбросил мяч Ширлу, который вошел в штрафную площадку и сделал остроумную передачу. Аршавин мяч пропустил, а Кержаков не смог нанести удар. Однако к отскочившему мячу первым подоспел Владислав Радимов. Удар капитана «Зенита» был точен.
Казалось, такая разница должна обеспечить питерцам спокойную жизнь. Но не тут-то было! Как только возобновилась игра, казанцы забили «быстрый» гол. Штрафной, назначенный метрах в 35 от ворот, не представлял никакой угрозы, но Денис Бояринцев набросил мяч на голову Андрея Федорова, и тот переправил его в ворота. Самое интересное, что третий гол казанцев оказался точной копией второго. Только в этом случае мяч попал в ворота от головы одного из защитников «Зенита». Чтобы не расстраивать хозяев, гол записали на счет Бояринцева.
При равном счете страсти на поле накалились, что вылилось в удаление Милана Вьештицы и Ибраима Силлы. Эпизод очень напоминал произошедшее в матче «Динамо» — ЦСКА. Может быть, не только игрокам сборной России скостят пятиматчевую дисквалификацию? Поклонники «Зенита», в обороне которого ощущаются большие кадровые проблемы, просто не вынесут потери основного игрока.
Развязка же матча получилась поистине драматичной. Когда многие уже не верили, что хозяевам удастся вырвать победу, ворвавшийся в штрафную площадку Кержаков нанес сильнейший удар под перекладину.
Мяч отскочил в ворота и тут же вылетел в поле. Эпизод, наводящий на аналогии с памятным финальным матчем чемпионата мира-66.
Однако Баскаков столь решительно указал на центр, что и сам Тофик Бахрамов не оспорил бы этого вердикта.
После окончания матча не верящие своему счастью зенитовцы долго приветствовали болельщиков, а Радимов, доселе не замеченный в исполнении религиозных ритуалов, даже перекрестился в центре поля.