Прекрасная четверть участников состязаний в Дортмунде, как могла, пыталась соответствовать высочайшему уровню ЧМ-2004. Фигуристки сейчас идут по пути, проторенному мужчинами. Где-то даже в ущерб традиционной женственности наращивают сложность и увеличивают количество прыжков. Только на этой базе можно будет через пару лет создать хореографически точные программы, которые продемонстрировали в Дортмунде Евгений Плющенко и Бриан Жубер и в какой-то степени их ближайшие преследователи.
Рецепты известны. Известны и те, кто может помочь воплотить их в жизнь. Не случайно ведь половине участниц сильнейшей разминки произвольные программы ставил Николай Морозов. Стиль признанного уже мастера просматривался во время выступлений Мишель Кван, Шизуки Аракавы, Юлии Себастьян. Хотя все эти фигуристки своеобразны и неповторимы.
Нынешний сезон прошел под знаком наступления японской школы. Сборная этой страны настолько сильна, что отбор на чемпионат мира не прошла участница финала Гран-при Йоши Онда. Она уступила место в команде чемпионке мира среди юниоров Мики Андо, ставшей на ЧМ-2004 четвертой. Именно эта 16-летняя фигуристка воплощает на льду современные тенденции развития женского фигурного катания. В ее арсенале есть прыжок в четыре оборота, сложнейшие каскады. Ставит программы для Мики американка Леа Энн Миллер, та самая, что работает с китайскими парами. Пока у Андо техническая составляющая выше хореографической, но девчонке-то, не забудем, всего 16.
Тренируется Мики у Нобуко Сато, отца чемпионки мира 1994 года Юки Сато. В этой же группе (как и у Кудрявцевы в Москве, Нобуко работает в связке со своей женой Кумико) готовится к главным стартам сезона Фуми Сугури. Победительница финала Гран-при нынешнего сезона стала одной из главных неудачниц ЧМ-2004. Квалификацию завалила, короткую откатала здорово, но выступала под таким стартовым номером, что судьям приходилось оставлять большой задел для последующих участниц. В итоге только седьмая. Хотя после исполнения произвольной фигуристка рыдала: если бы не провал в квалификации, то с таким прокатом вполне могла бы претендовать на куда более высокие места.
Сугури начинала заниматься фигурным катанием в США, где работал по контракту ее отец, летчик международной авиации. Затем вернулась домой. Ее соперница в борьбе за первый номер японской сборной Шизука Аракава проделала обратный путь. Она предпочитает тренироваться в Америке. До недавнего времени у известного времени Ричарда Кэллагана. Перед самым чемпионатом мира, заручившись поддержкой национальной федерации, Шизука перешла к другому известному специалисту, живущему и работающему в Америке, Татьяне Тарасовой.
Мотивы Аракавы понятны: с 1999 года она не могла выиграть национальный чемпионат. Вот и решила, что нужно уходить к тренеру чемпионов. Тарасова уже в Дортмунде активно поспособствовала продвижению своей новой ученицы на пьедестал.
В зоне «слез и поцелуев» Шизуку встречала русско-американская группа поддержки в составе Майи Усовой и Евгения Платова.
Закулисная часть проекта, в которой Татьяна Анатольевна весьма сильна, осталась за кадром.
Любопытно, что причиной расставания с Сашей Коэн, из которой Тарасова намеревалась сделать олимпийскую чемпионку Турина, был назван языковой барьер. Не могла достучаться Татьяна Анатольевна до самого сердца американки с одесскими корнями. По-русски Саша действительно не говорит. Стесняется. Но все понимает так, что даже частенько поправляет переводчиков, не улавливающих нюансов ее английских ответов на русские вопросы. Для работы с Аракавой английского Тарасовой вполне хватает. Хотя куда важнее в этом сотрудничестве та настойчивость, которую проявила Федерация фигурного катания Японии.
А может быть, дело в другом? При хорошей растяжке и обаятельной улыбке у Коэн хромает техника и недотягивает до чемпионского уровня «физика». Ей нужно ставить прыжки, ее нужно заставлять работать по советской методике ОФП. С Аракавой все проще. Ее, наоборот, сдерживать в работе нужно, а технический уровень позволяет сосредоточиться на постановке и психологии. В этом Тарасовой сейчас равных нет.
В Дортмунде Коэн как бы отмежевалась от своей бывшей наставницы. Хотя «Лебединое озеро» к нынешнему сезону она готовила на тарасовских берегах.
Мнения о том, соответствует ли эта композиция внешнему облику американки, выглядящей в свои 19 формирующимся подростком, разделились. Одни считают, что ей бы больше подошел «Танец маленьких лебедей», чем страсти главной двуединой героини бессмертного творения Петра Ильича Чайковского. Другие утверждают: эта программа — лучшее из того, что демонстрировала за всю свою карьеру Александра Паулина. Однако итоговый результат говорит в пользу первой версии. После блестящего проката Аракавы Саша выглядела еще более инфантильной.
Для Америки победа именно в женском фигурном катании значит больше, чем успех во всех трех остальных видах, вместе взятых. Конкуренция за право выступать на ЧМ под звездно-полосатым флагом настолько высока, что выматывает всех претенденток. Не случайно провалила дортмундский турнир ученица Кэллагана, третий номер сборной США Дженнифер Кирк. Да и Мишель Кван вряд ли занесет этот чемпионат в свой актив.
Пятикратная чемпионка мира к нынешнему сезону готовилась под руководством Рафаэла Арутюняна. Взаимоотношения с тренерами у Кван складывались своеобразно.
Дело доходило до того, что к Олимпиаде она разругалась со всеми и в Солт-Лейк-Сити ее выводил на лед отец, владелец небольшого китайского ресторана.
Научить готовить утку по-пекински он мог, но улучшить технику тройного акселя — вряд ли.
Шестикратная чемпионка Америки долго присматривалась к переехавшему несколько лет назад в Калифорнию российскому специалисту, прежде чем подписать контракт. Свое седьмое золото чемпионата США Кван завоевала, блестяще откатав «Тоску». И Арутюнян, и Морозов сработали профессионально. Но Мишель сейчас приходится бороться не только с подросшими конкурентками, но и с неумолимым соперником по имени «время». Даже после прекрасного исполнения произвольной, удостоившейся за представление программы шести оценок 6,0, Кван стала только третьей. Что для нее, несомненно, является почти поражением.
Нарушить американско-японскую гегемонию на пьедестале почета и в его окрестностях попытались только чемпионка Европы Юлия Себастьян и стремительно прогрессирующая итальянка Каролина Кестнер. Двоюродная племянница знаменитой горнолыжницы выступала, по сути дела, в родных стенах. Родной язык для Каролины — немецкий, тренируется она в Германии. Итальянка очень стабильно прошла квалификацию и короткую программу, заслужив право выступить в сильнейшей разминке.
Для Себастьян в Дортмунде был своеобразный «момент истины». Много ведь разговоров было, что чемпионский титул в Будапеште она вряд ли бы завоевала под другим флагом. Венгерская фигуристка хотела доказать не случайность своего появления в элите.
Увы, для российских фигуристок Дортмунд стал своеобразным Ватерлоо.
Ни в чем нельзя упрекнуть Ирину Слуцкую, которую бросили на абразуру чуть ли не с больничной койки. Ученица Жанны Громовой сделала в этой ситуации все, что могла. Конечно, 9-е место не для Ирины, но возвращение состоялось. К великой радости всех поклонников фигурного катания.
Две другие российские фигуристки вернулись по ходу сезона к своим прошлогодним программам: Елена Соколова — осознанно, Виктория Волчкова — вынужденно. Если короткую программу Марина Кудрявцева для своей новой ученицы подготовить успевала, то поставить еще и произвольную композицию было просто невозможно. Волчкова катала «Времена года» времен сотрудничества с Олегом Васильевым. В Чикаго москвичка улетала летом 2002-го по совету своей тогдашней подруги Татьяны Тотьмяниной. Сейчас между Таней и Викой пробежала черная кошка, и можно только догадываться, как бы сложилось дальнейшее сотрудничество давно ходящей в перспективных фигуристки и тренера, которому любопытно было бы попробовать себя в работе с одиночницей. Как бы то ни было, Кудрявцевой пришлось на ходу вносить коррективы в чужую работу, и 15-е место Волчковой в этой ситуации нужно воспринимать как данность.
В очередной раз надеялась взлететь над Нотр-Дам русская Эсмеральда, но осталась десятой. Подняться выше в итоговом протоколе не позволили грехи половецкой княжны, да и в произвольной программе допустила две ошибки. Почему Соколовой не хватает стабильности на крупнейших стартах сезона, предстоит разобраться Виктору Кудрявцеву. Если, конечно, он не сделает ставку на другую ученицу, Юлию Солдатову, которая вопреки воле Александра Лукашенко с 1 июля станет россиянкой даже в фигурном катании.