Первое золото Дортмунда завоевал российский дуэт Татьяна Тотьмянина — Максим Маринин. Даже феноменальный прокат произвольной программы, за который сложившие чемпионские полномочия Сю Шень и Хонгбо Чжао получили 12 «шестерок», не помог сильнейшей китайской паре сохранить завоеванный в Нагано и подтвержденный в Вашингтоне титул. Зато еще раз подтвердилась старая истина: за счет короткой программы нельзя выиграть соревнования, но можно их проиграть.
У одиночников и квалификационный раунд при нынешнем регламенте имеет важное значение. Последними на ЧМ-2004 в борьбу вступили женщины. В Дортмунд приехали 42 участницы, и даже в отсутствие первоначально заявленной индийской фигуристки соревнования затянулись. Их итог можно считать безоговорочным триумфом Татьяны Тарасовой. В одной группе победила ее бывшая ученица Саша Коэн, в другой — будущая, японка Шизука Аракава.
Но уж больно неравноценными получились предварительные группы. Соперничество с Коэн обозначила разве что Елена Соколова. Россиянка сумела опередить венгерку Юлию Себастьян и украинку Елену Ляшенко, которым уступила на чемпионате Европы в Будапеште.
Если «Половецкие пляски» в исполнении москвички в короткой программе будут выдержаны в ритме музыки Бородина, у чемпионки России есть все шансы побороться за медали мирового первенства.
У Ирины Слуцкой и Виктории Волчковой, выступавших в другой группе, эти шансы, скорее, теоретические. Нужно не только самим прыгать выше головы, но и надеяться на ошибки соперниц. Впервые в нынешнем сезоне выступавшая на серьезном уровне Слуцкая вышла на лед седьмой. К этому времени уже откаталась Мишель Кван. Не слишком удачно. Оценки за представление программы были традиционно приличными, но технику судьи оценили в 4,9–5,6. Однако Ирине, представившей поставленную Игорем Бобриным интересную программу, не удалось обойти американку. И, едва уйдя из зоны «слез и поцелуев», россиянка опустилась еще на строчку ниже. Это великолепно откатала свою программу финка Сюзанна Пойккио.
Первые же две строчки в этой группе заняли японки Аракава и Мики Андо. Выступавшая последней чемпионка мира среди юниоров не дрогнула. У Андо действительно железные нервы. Неплохо (по сравнению с другими соревнованиями нынешнего сезона) выступила и Виктория Волчкова. Ее немного подвел компьютер. В абсолютных цифрах сумма оценок Виктории выше, чем у Каролины Кестнер, но по случайной выборке оценок итальянка шестая, россиянка седьмая.
Вечерняя программа удалась на славу. Скептики, твердящие о кризисе спортивных пар, оказались посрамлены. Пять дуэтов продемонстрировали высокий класс, а три — просто высочайший. Отдавая должное полякам Дороте Загорской — Мариушу Сюдеку и канадцам Изабель Ланглуа — Патрису Арчетто, занявшим соответственно 6-е и 8-е места, заострим внимание на споре двух школ, российской и китайской.
Глядя на выступления азиатских спортсменов, невольно вспоминаешь Станислава Жука. На пике своей тренерской карьеры он собирал в московской школе ЦСКА лучшие пары со всего Советского Союза и доводил их до чемпионского уровня, в крайнем случае до уровня призеров чемпионатов мира и Европы.
Китайский последователь Жука Бинь Яо работает по такой же методике. В пекинском центре шлифуют свое мастерство пары, собранные из разных уголков страны. В Дортмунде все три китайских дуэта продемонстрировали безукоризненное исполнение технических элементов. Но если брат и сестра Чжанг по молодости (партнерше 18 лет, партнеру 19) этим и ограничились, то два других дуэта прибавили еще и отточенный американским хореографом Леей Энн Миллер артистизм.
Второй по рангу китайский дуэт Цинь Панг — Чжан Тонг удостоился «шестерки» за представление программы, и в компьютерной выборке трое судей из девяти поставили их выше Тотьмяниной и Маринина. Но если классика в исполнении пары, которую фигуристы шутливо называют «пинг-понг», напоминала представление балетной труппы пекинской оперы, то двукратные чемпионы мира Сю Шень — Хонгбо Чжао продемонстрировали хореографию, достойную Вагановской академии. Их «Щелкунчик» смотрелся на одном дыхании. Придраться было просто не к чему, и все «шестерки» были выставлены вполне заслуженно.
Возможно, столь вдохновенно и раскованно сильнейший китайский дуэт катался еще и потому, что им нечего было терять. Сю Шень и Хонгбо Чжао выступали последними и при любом раскладе не могли обойти Тотьмянину — Маринина. А вот на сильнейшую российскую пару во время выступления давил серьезный груз ответственности. Они видели «шестерку» «пингпонговцев» и понимали, что малейшая помарка может стоить им такого близкого и желанного золота.
Не дрогнули Татьяна и Максим.
Программа у них технически не хуже, чем у китайцев, а в плане хореографии и интересных находок на порядок лучше. И свою «шестерку» за представление они заслужили.
Пусть в Пекине и Харбине твердят о невезении. Кто скажет, что пара, тренирующаяся под руководством Олега Васильева, выиграла в Дортмунде незаслуженно?
Столь же заслуженно остались вне пьедестала две другие российские пары. На фоне безошибочных китайцев с двумя ошибками в исполнении ключевых элементов рассчитывать на успех не приходится. И если для дебютировавшего на чемпионате мира дуэта Юлия Обертас — Сергей Славнов (партнерша, правда, выступала с двумя другими партнерами) седьмое место — хороший плацдарм для будущего взлета, то для Марии Петровой и Алексея Тихонова отступление с пьедестала — тревожный звоночек. Особенно обидно было опуститься на четвертое место после второго в короткой программе.