Как сообщила итальянская Corriere Della Sera, некто Валерий Семенов, представленный газетой как один из акционеров российской компании «Нафта-Москва», торгующей нефтью и нефтепродуктами, предложил руководству «Ромы» за клуб 400 млн евро.
По сведениям Corriere, господин Семенов в начале января побывал в Риме и поговорил с руководством «Ромы».
Он встретился со спортивным директором Франко Бальдини, тренером Фабио Капелло и родственницей президента клуба Франко Сенси Розелой Сенси.
Вскоре после того, как издание опубликовало сведения о возможной продаже «Ромы», на сайте этого клуба появилось опровержение. Компания Roma 2000, владелец контрольного пакета акций «Ромы» (A.S. Roma S.p.A), сообщила, что слухи, будто «Нафта-Москва» обращалась с предложением о покупке акций, не соответствуют действительности. А Франко Сенси, по данным Corriere, отнесся к предложению Семенова с «интересом, смешанным с подозрением».
Слухи о возможной продаже клуба порождены прежде всего его бедственным положением. Цифра 400 млн («Челси» обошелся Абрамовичу примерно в 140 млн евро плюс деньги на покупку новых игроков) фигурирует в деле не случайно. «Рома» — одно из самых неблагополучных в финансовом отношении футбольных предприятий в мире. На покрытие его долгов Семенов в случае покупки отдаст львиную долю этой суммы — около 250 млн. Еще 100 млн получат Сенси и Капелло, второй по уровню заработной платы после сэра Алекса Фергюсона тренер в Европе. Наконец, 50 млн будут направлены на покупку новых игроков на летнем трансферном рынке.
Последнее особенно важно, поскольку осенью 2003 года у «Ромы» возникли серьезные проблемы с приобретением футболистов. Показательно дело о переходе из «Аякса» румынского защитника Кристиана Киву. Стороны договорились о сумме трансфера (18 млн евро), но итальянцы не смогли предоставить гарантий.
Чьи интересы представляет при покупке «Ромы» русский господин Семенов, неизвестно.
Однако есть по меньшей мере пять аргументов, говорящих о том, что за ним стоит известный футбольный бизнесмен Роман Абрамович.
Во-первых, еще в начале января, то есть тогда же, когда Валерий Семенов ездил в Рим, Роман Абрамович интересовался итальянским футболом в лице «Пармы», которую намерен продать молочный банкрот — концерн Parmalat.
Зачем может быть нужен второй клуб Роману Абрамовичу, неизвестно: может, ему хочется, чтобы они сыграли в финале Лиги чемпионов. Но — и это во-вторых — если бы он сам выступал в качестве покупателя, то этого не могло бы случиться — правила УЕФА не допускают участия в одном и том же европейском турнире команд, принадлежащих одному и тому же владельцу. Пришлось воспользоваться подставным Валерием Семеновым. «Рома» почти наверняка в следующем сезоне будет играть в Лиге чемпионов, самом успешном с точки зрения финансов европейском клубном соревновании. Этот клуб — раскрученный международный брэнд, в его составе играет самый популярный игрок Италии Франческо Тотти.
В-третьих, «Нафта-Москва» прочно связана в истории русского бизнеса с именем Романа Абрамовича. В октябре 2002 года держатель активов футбольного олигарха, компания Millhouse Capital, в союзе с компанией Олега Дерипаски «Базовый элемент» и претендентом на «Рому» компанией «Нафта-Москва» приобрели холдинг, куда входили Автобанк, страховые компании «Россия» и «Ингосстрах», банк «Ингосстрах-Союз», металлургический комбинат «Носта». Предыдущий владелец всего этого, бывший сотрудник ОБХСС Андрей Андреев, до сих пор оспаривает сделку — говорит, у него украли бизнес. Позднее Millhouse Capital и «Нафта-Москва» одновременно вышли из бывшего бизнеса Андрея Андреева.
Кому сейчас в действительности принадлежит «Нафта-Москва», ни один аналитик нефтяного рынка сказать не взялся, формально ее возглавляет пожилой бизнесмен, бывший советский нефтяной министр по имени Анатолий Колотилин.
В-четвертых, в переговорах о покупке «Нафтой-Москва» «Ромы» участвует Пини Захави — именно он помогал Валерию Семенову выйти на контакт с руководством римского клуба.
Захави — тот самый человек, кто помог Абрамовичу купить «Челси», один из известных в мире футбольных агентов.
В-пятых, трудно устоять, когда появляется возможность купить команду-тезку. Жалко только, что Абрамовичу просто по правилам УЕФА никогда не удастся назвать ее Roma Abramovich.