На облюбованной год назад в Мальме второй позиции остались болгары Албена Денкова — Максим Стависский, третьими стали украинцы Елена Грушина — Руслан Гончаров.
Утром же в борьбу вступили женщины. Из-за малого числа желающих продемонстрировать свое мастерство на европейском уровне была отменена квалификация. Прибывшие в Будапешт фигуристки вынуждены были заполнять образовавшуюся паузу тренировками. Россиянкам ожидание явно не пошло на пользу. К тому же нашим спортсменкам не повезло с жеребьевкой.
Чемпионка России Елена Соколова открывала соревнования в короткой программе.
У многих сложилось впечатление, что она попросту не успела разогреться и войти в соревновательный ритм.
«Половецкие пляски» — выигрышный номер, но лишь в том случае, если точно выдерживается заданный музыкой Александра Бородина темп.
Соколова же никак не могла набрать нужную скорость перед выполнением прыжков. Исполнить их в подобных случаях безошибочно почти невозможно. Как результат, невысокие оценки за технику. Выступай Елена в последних группах, возможно, авторитет вице-чемпионки Европы и сыграл бы свою роль. Однако судьи волей-неволей вынуждены были оставлять зазор для почти тридцати участниц.
Без особых усилий в короткой программе россиянку опередили сразу пять конкуренток: венгерка Юлия Себастьян, украинка Елена Ляшенко, еще одна хозяйка соревнований Виктория Павук, финка Сюзанна Пойкио и итальянка Каролина Кестнер. Именно в такой последовательности расположилась группа лидеров.
Не стало сюрпризом удачное выступление в родных стенах бронзового призера прошлогоднего европейского первенства Себастьян. Венгерская фигуристка взяла все лучшее от самой лучшей в мире советской школы. Долгое время ее тренировал Гурген Варданян, работающий по контракту в Будапеште, программы на нынешний сезон ставил Николай Морозов (для короткой был выбран вальс Дмитрия Шостаковича), и даже костюмы для Юлии шили в Санкт-Петербурге мастера из фирмы «Рест».
А вот третье место после короткой программы второй венгерской участницы — настоящая сенсация. Ведь 18-летняя Павук дебютировала в родном городе на европейском чемпионате. В ее композиции на музыку Баха в интерпретации Ванессы Мэй также была видна работа специалиста советской школы — хореографа Игоря Чиняева. Но, конечно, не костюмы или хореография стали определяющими компонентами превосходства венгерских спортсменок или удачно выступающей в нынешнем сезоне Ляшенко. Прокатались они без грубых ошибок.
У фигуристов есть такая присказка: за счет короткой программы нельзя выиграть соревнования, но можно их проиграть. В Будапеште для россиянок эта фраза звучала особенно актуально. Даже при новой системе судейства, применявшейся на этапах Гран-при, Соколовой было бы неимоверно сложно с шестой позиции после первого дня соревнований штурмовать высшую ступеньку пьедестала. При системе нынешней это практически невозможно.
Еще хуже обстоят дела у двух других российских фигуристок. По итогам короткой программы Кристина Обласова — 15-я, а Татьяна Басова — 16-я. Результаты настолько удручающие, что президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев пообещал отправить Обласову домой в Москву пешком. Робкие возражения Кристины, что других участниц при подобном прокате поставили выше, не были приняты грозным начальником во внимание.
В кулуарах же будапештского дворца спорта распространилась по-настоящему сенсационная новость.
Ни разу в нынешнем сезоне не выходившая на лед на соревнованиях Ирина Слуцкая вроде бы готова стартовать на чемпионате мира.
Сама фигуристка лишь подчеркнула, что рискнет поехать в Дортмунд только с разрешения руководства федерации. После результатов короткой программы на ЧЕ-2004 начальство, похоже, даже готово будет оплатить билет в бизнес-классе.
К вечеру будапештский дворец спорта заполнился почти до отказа. Впервые за время проведения ЧЕ-2004. Билеты здесь достаточно дороги, особенно в сравнении с заработками поклонников фигурного катания. Вот и приходится выбирать, в какой из дней отправиться на ледовый бал. Отчасти повышенному интересу публики к танцам поспособствовала венгерская пара Нора Хоффманн — Аттила Элек. Молодые будапештские фигуристы стали в декабре победителями финала юниорской серии Гран-при, а в родных стенах вели отчаянную борьбу за место в десятке. Но уступили английскому дуэту брату и сестре Керр.
Венгерская публика тонко разбирается в нюансах танцев на льду. Это важный момент, ибо большинство тренеров и хореографов предпочитают готовить сложнейшие композиции, которые без либретто понять трудно. За исключением израильтян Натальи Гудиной — Алексея Белецкого и россиян Татьяны Навки — Романа Костомарова все ведущие пары представляли драматические программы.
Может быть, поэтому на двух вышеупомянутых парах отдыхал глаз. Израильтяне с одесскими корнями тренируются в Америке у Натальи Линичук. В день рождения тренера Наталья и Алексей преподнесли ей подарок в виде задорного проката «Севильского цирюльника». С шармом, юмором, на весьма приличном техническом уровне. Хотя, конечно, на медали эта пара пока не претендует. В отличие от других израильтян Галит Хаит — Сергея Сахновского.
Для своей пары Татьяна Тарасова и Евгений Платов придумали очень интересную программу. У Татьяны Анатольевны сейчас вообще, похоже, период увлечения режиссурой Федерико Феллини и неотделимой от нее музыки Нино Рота. Под мелодию из знаменитой «Дороги» катался Андрей Грязев, и для танцевальной пары был выбран саундтрек на ту же тему. В соответствии с замыслом постановщиков, Галит и Сергей изображали клоунов. Только клоунов не потешных, а трагических, заставляющих вспомнить гениальную игру Джульетты Мазины.
Все было продумано до малейших деталей. Даже обычные клоунские наряды, в которых эта пара каталась на Кубке России в Москве, заменили на черные костюмы. Увы, технического потенциала этого дуэта не хватило для воплощения всех гениальных задумок Тарасовой. Хотя трое судей и поставили Хаит — Сахновского выше конкурентов в борьбе за медали Грушиной — Гончарова и французов Изабель Делобель — Оливье Шонфельдера.
Считается, что в танцах все места распределены заранее. Но в Будапеште борьба за места на пьедестале была нешуточная. Интересные композиции подготовили болгары и украинцы. Правда, в движениях Грушиной и Гончарова часто проглядывали Ше-Линн Бурн и Виктор Краатц. Построение программы, ее драматический накал в чем-то повторяли прошлогодние находки Николая Морозова, позволившие канадцам выиграть прошлогодний чемпионат мира.
Удивляться не приходится: сам тренер не скрывает, что часто тиражирует собственные удачи, а хореографом у него Ше-Линн Бурн, любимая ученица и любимая подруга. Замечательную программу поставил болгарам Алексей Горшков. По сложности Албена и Максим превосходили, пожалуй, всех. И откатались неплохо, не допустив видимых сбоев. Однако трагические композиции, пожалуй, надоели судьям. «Очень хотелось получить «шестерку», но, видно, не судьба», — сказала корреспонденту «Газеты.Ru» Денкова.
Выступавшие последними россияне со своей легкой, игривой «Розовой пантерой» выгодно отличались от предшественников. Да и внешне Роман Костомаров и Татьяна Навка смотрелись выигрышно. Правда, победу им отдали далеко не единогласно. Только четверо судей из девяти поставили подопечных Александра Жулина на первое место. Но так как у остальной пятерки не было единого мнения, кто же все-таки обыграл этот дуэт, то и в произвольной программе Татьяна и Роман оказались выше всех. Как и в прошлом году, золото в танцах досталось российской сборной.