Допинговый скандал с Титовым происходит в юбилейный для темы «Допинг и футбол» год. Впервые проблема запрещенных препаратов в футболе возникла 30 лет назад - в 1974 году, когда на допинге попался игрок сборной Гаити Эрнест Жан-Жозеф. Он был отстранен от участия с соревнованиях, а без своего основного центрального полузащитника команда не смогла показать достойную игру. Жан-Жозеф был отправлен на родину, но наказание не коснулось его сборной.
Через 12 лет на чемпионате мира в Мексике допинг-проба дала положительную реакцию на анализ мочи игрока сборной Испании Рамона Кальдере. Решение ФИФА в этом случае на удивление мягким: Кальдере продолжил выступление на том первенстве. А самый громкий допинговый скандал чемпионатов мира произошёл летом 1994 года, когда в моче великого аргентинца Диего Марадоны обнаружились следы эфедрина.
Но все это происходило в те времена, когда отсутствие серьезной допинговой проблемы в футболе отрицалось, поскольку многие считали, что всяческие стимуляторы в этом виде спорта не помогают игрокам добиться лучших результатов.
С тех пор, как едва ли не главенствующая роль в футболе стала играть атлетическая подготовка, допинг приобрел новый смысл. Начало третьего тысячелетия ознаменовалось повальным увлечением нандролоном. Этот препарат вводят скаковым лошадям, чтобы увеличить выносливость. В первой половине 2001 года на нем попались сразу два игрока сборной Нидерландов. Сначала запрещенный препарат был обнаружен у Эдгара Давидса, который был вынужден на некоторое прервать карьеру. В том сезоне за допинг в итальянском чемпионате были дисквалифицированы семь футболистов.
Вскоре после этого нандролон был обнаружен и у Франка де Бура, игравшего за «Барселону». Он мог пропустить год, но в итоге срок дисквалификации сократился до 3 месяцев. Тем не менее, ниточка была найдена, и вела она к врачу голландской сборной Хюбу Племперу. В итоге он был уволен из команды.
Осенью того же года нандролон был обнаружен в организме ветерана Хосепа Гвардиолы. Из других громких дел в Италии можно вспомнить Яапа Стама - также голландца.
В 2003 году допинг был обнаружен у испанца. Это снова был нандролон, а в роли пострадавшего оказался Карлос Гурпеги из «Атлетика» (Бильбао). Специальные исследования показали, что препарат, возможно, вырабатывался во время матча организмом игрока - до игры нандролон не был обнаружен, а вот после матча его уровень достигал 7,15 нанограмм на миллиметр, в то время как максимально допустимая норма - два нанограмма на миллиметр. Тем не менее, национальная федерация пока не позволила Карлосу играть.
Конец 2003 года связан с еще одним допинговым скандалом. Защитник «Манчестер Юнайтед» Рио Фердинанд отказался пройти допинг-тест, за что был отлучен от футбола на 8 месяцев - меньше, чем Титов.
Последнее сообщение также пришло из Испании. В понедельник стало известно, что полузащитник «Реала» и сборной Франции Зинедин Зидан сознался, что принимал допинг, когда был игроком «Ювентуса». При этом креатин разрешен в некоторых европейских странах, в частности, в Великобритании и Италии. Спортсмены пользуются этим препаратом, чтобы увеличить мышечную массу. Он не входит в число запрещенных препаратов МОК.
Таким образом, может быть поставлена точка в деле о допинге в «Старой синьоре». Напомним, что в конце 90-х годов прошлого столетия многие футбольные специалисты обвиняли руководство клуба в том, что оно пичкало своих игроков «витаминами». В частности, называлось имя лидера клуба Алессандро дель Пьеро.