Валерий Газзаев стал в субботу самым счастливым человеком в России. Еще пару месяцев назад подобное могло показаться шуткой явно не дружащего с чувством юмора человека. Позорная отставка с поста главного тренера сборной страны заставила многих колеблющихся окончательно пересмотреть свое отношение к одному из наиболее противоречивых специалистов фактически закончившегося в эту субботу первенства.
У Газзаева оставался лишь один шанс — стать чемпионом России. Шанс доказать свою профессиональную состоятельность. Вопреки всем. И в первую очередь, захлебывающейся в своем злорадстве прессе, которая в каждом шаге тренера искала повод для очередной порции критики. Критики, каждый раз незримо выбивающей его из седла. Критики, на которую в последнее время он просто перестал реагировать.
Говорят, те вопросы, на которые нельзя найти ответ, считаются риторическими.
Именно такую стратегию и избрал Валерий Газзаев, в последнее время решивший изменить своей напыщенно-коммуникативной тактике. Посчитав наиболее эффективным способом крылатый принцип silentia stampa, иначе говоря — «обет молчания». В итоге лучше всяких слов, которых на протяжении сезона было произнесено более чем достаточно, за Газзаева сказал именно конечный результат. Он остается главным тренером ЦСКА. А это значит, что в грядущем сезоне нас ждут те же «странные» судейские ошибки, та же пресная силовая игра и, скорее всего, то же самое чемпионство.
Впрочем, подходит ли слову «чемпионство» определение «то же самое»? Думается, да, ибо там, где Газзаев, там всегда деньги. А где деньги, там, как водится, и победа. Именно недюжинные финансовые перспективы сделали возможным появление в составе ЦСКА игроков такого калибра, как Ярошик и Олич. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что чех обеспечил армейцам результат в первом круге, а хорват — во втором.
27 октября 1991 года. Матч ЦСКА — «Динамо». 49-я минута. С какой ностальгией армейские фаны со стажем до сих пор вспоминают гол Дмитрия Галямина. Русского. Не чеха, не хорвата. Настоящим кощунством было бы сейчас упрекнуть Павла Садырина в незаслуженности того чемпионства. Важность которого спустя 12 лет была настолько обесценена.
Впрочем, для нынешнего поколения армейских футболистов, за исключением Игоря Яновского, до настоящего момента не познавших прелестей золотого блеска, особой разницы в произошедшем этим пасмурным снежным вечером, по сути говоря, нет. То же море шампанского в раздевалке, те же обезумевшие от счастья болельщики, тот же круг почета… Вроде бы все как всегда. Остается лишь привкус какой-то искусственности, что ли. Какого-то фарса. Не собираюсь оспаривать закономерность чемпионства ЦСКА. Но заслужили его, прежде всего, сами игроки. И президент. Но не тренер.
После матча в раздевалке чемпионов было не протолкнуться. Шампанское. Смех. Поздравления. «Эту победу я посвящаю Сергею Перхуну». Возглас Сергея Семака прозвучал эхом памятных слов Садырина, поклявшегося на могиле Миши Еремина. И ни при чем тут Газзаев. ЦСКА — чемпион. Хоть и без блеска. На этот раз.