«Бронзу» и последнюю олимпийскую путевку, предназначавшуюся Старому Свету, добыла в поединке с французами сборная Италии. Когда играет «Скуадра Адзурра», то, как бы не складывался матч на протяжении 39 минут, полная драматизма концовка все равно гарантирована. На Евробаскете-2003 так было во всех четырех матчах плей-офф с участием подопечных Карло Рекалькатти.
«Бронзовый финал» стоял особняком. Слишком велика в нем была ставка. Дебют остался за французами. К середине первой десятиминутки они повели 12:5. Наставник итальянцев, не мудрствуя лукаво, применил апробированный в полуфинале литовцами рецепт: поставил «зону». И «трехцветных» словно подменили. Следующий отрезок, растянувшийся до середины следующей четверти, они проиграли с треском - 1:23. Главный тренер серебряных призеров Сиднея Алан Вейсс тасовал свой состав, задействовав уже в первом тайме 11 баскетболистов. Ничего не помогало. К перерыву преимущество «Скуадры Адзурры» исчислялось двузначным числом - 39:27.
В раздевалке месье Вейсса похоже осенило: если соперникам «зона» принесла ощутимые дивиденды, то почему бы и самим не перейти на эту систему защиты? Учитывая, что оба признанных снайпера «лазурных» Джанлука Басиле и Массимо Буллери травмированы и играли, как говорят баскетболисты, на одной ноге, тактика французов была вполне оправданной. Минуты за две с небольшим до завершения четвертого периода счет сравнялся.
И началась та самая концовка, до которой так охоча баскетбольная «Скуадра Адзурра-2003». Сказались в ней все-таки «болячки» Басиле и старая болезнь центрового Дениса Марконатто. В критические моменты они реализуют по одному штрафному броску из двух. Сами итальянцы также прибегают к тактическим фолам, но Лоран Фуарест хладнокровен. При »-1» французы, не раздумывая, нарушают правила на Басиле. Но Джанлука забивает оба штрафных броска. Путь в Афины призерам Сиднея может открыть только точный трехочковый. Но кто ж позволит его сделать в такой игре? Фолят итальянцы тоже грамотно, на Алане Паркере, и основной плеймейкер чемпионов НБА полностью оправдывает ожидания болельщиков с Пиренеев: забивает один из двух.
Играть остается меньше десяти секунд. И тут-то подводит Буллери его травмированная нога. Теряет защитник итальянцев мяч на ровном месте. «Выручил» же «Скуадру Адзурру» здоровый Паркер. Он снова неоправданно берет игру на себя, и теряет мяч. При счете 67:69, когда все мог решить один точный дальний бросок! Итальянцы, в которых никто не верил, ликуют. Они попали в Афины, решив эту сверхзадачу даже без Грегора Фучки и Андреа Менегина.
Два других полпреда баскетбольного Старого Света сошлись в финале. Хозяевами площадки числились в нем литовцы. Да они и были таковыми. К и без того немалой армии поклонников прибалтийской команды, поддерживавшей ее в «Глобене» в четвертьфинале и полуфинале, в воскресенье присоединилось еще около тысячи фанатов. Они прибыли из Вильнюса специально организованными чартерными рейсами.
Те, кто не смог достать на них билеты, нанимали специальные авиатакси. Стоило это удовольствие около тысячи долларов, но на какие расходы не пойдешь, чтобы увидеть триумф своих любимцев.
Последний раз литовцы играли в финале Евробаскета в 1995-м, в Греции. Тогда блестящую команду с Сабонисом и Марчюленисом, Куртинайтисом и Карнишовасом откровенно «сплавили» в финале в угоду политической конъюнктуре. Тогдашний генсек ФИБА Борислав Станкович, имевший в баскетболе влияние не меньшее, чем генсек КПСС в советские времена, очень хотел видеть чемпионами земляков югославов, игравших первый большой турнир после отлучения из большого спорта из-за санкций ООН.
Нынешнему поколению литовских баскетболистов повезло больше. Политический расклад в финале был явно в их пользу. Не забыли, где располагается штаб-квартира открыто конфликтующей с ФИБА и оттягивающей у нее деньги испанских спонсоров ULEB? Так что и судейство в финале для литовцев было, если не «домашним», то очень близким к этому.
Однако при всех благоприятных раскладах, обыгрывать испанцев - дело не простое. Тренерский штаб прибалтов серьезно готовился к решающей игре Евробаскета. План нейтрализации Газола, во всяком случае, был выработан очень оригинальный. Лидера испанцев опекали, сменяя друг друга, Эурелиюс Жукаускас и Дарюс Сонгайла. Оба в Швеции, кстати, выглядят намного лучше, чем в российской Суперлиге в минувшем сезоне.
Центровой УНИКСа стремился увести Газола из-под щита. Каталонец из НБА, конечно, владеет хорошим средним и даже дальним броском, но бросать-то приходилось через литовскую «стену» ростом 217 см. Сонгайла же, наоборот, пускал своего испанского визави в трехсекундную зону, где Газола уже ждали страхующие Дарюса партнеры. С опекой же Хорхе Горбахосы вполне справлялся Миндаугас Жукаускас, однофамилец литовского легионера казанцев. Дело-то привычное. «Маленький Жук», как и центровой испанцев, играет в итальянской серии «А». Команде с Пиренеев удавалось поддержать паритет в первой четверти только за счет блистательной игры Хуана-Карлоса Наварро. Но не может же человек попасть издали все!
К середине второй четверти после точного броска и реализованного фола (отличился еще один «россиянин» Кшиштоф Лавринович) отрыв литовцев достиг 9 очков, в третьей десятиминутке после быстрого прорыва Арвидаса Мацияускаса - 15-ти. Защитник литовской сборной этим летом перешел из вильнюсского клуба «Летувос Ритас» в испанскую «Тау Керамику». Видимо, стремился показать «товар лицом» работодателям из Страны Басков. К последнему перерыву основного времени у литовцев в активе было »+14». Такое преимущество столь классная команда не должна была упустить.
Она и не упустила. Сектор, где расположились испанские фанаты, притих при »-20».
Украинские шоу-герлз, чтобы морально поддержать ребят в красной форме, исполнили зажигательный испанский танец.
Но для Газола и Ко это стало слабым утешением. Песнь триумфаторов Wt are the champions под сводами «Глобена» прозвучала в честь литовцев. Даже потеря в концовке лидеров, схлопотавших по пять фолов, не помешала довести матч до победы. Усилиями набравшего в итоге 36 очков Газола (это позволило центровому «Мемфиса» обойти нашего Андрея Кириленко в споре лучших снайперов Евробаскета), испанцы лишь сократили разрыв до пристойного.