Вопрос апартеида, который в минувшем веке на долгие годы отстранил Южную Африку от международного политического движения, серьезно встал в начале 21 века… в регби.
В Южноафриканском союзе регби (САРФУ) начинается расследование проблемы расизма в национальной команде. Сначала один из белых игроков команды - Гео Кронье (на фото) - отказался жить на сборах со своим темнокожим коллегой. Кронье простили, решив не выносить сор из избы, однако затем в САРФУ решили все-таки наказать провинившихся. И таковым, судя по всему, окажется не только Кронье.
Сор же из избы вынес бывший пресс-секретарь сборной ЮАР Марк Киохэйн, который, подав в отставку, рассказал общественности, что на самом деле расследование «дела Кронье» привело к совершенно другим итогам, нежели было объявлено официально. Под давлением спонсоров и представителей телевидения, транслирующего все матчи сборной ЮАР, исполнительный директор САРФУ Мвулели Нкула был вынужден заявить о пересмотре дела - вскоре под руководством 74-летнего судьи в отставке Эдвина Кинга начнутся общественные слушания.
К расследованию подключили даже бывшего президента страны Нельсона Манделу, который сам предложил Союзу свою помощь, опираясь на многолетний опыт борьбы с апартеидом.
Однако министр спорта ЮАР Нгконде Бальфур посоветовал экс-президенту «не вмешиваться в спортивные дела страны».
Регби - один из самых популярных видов спорта в Южной Африке. По традиции сборная страны формируется в основном из белых спортсменов, тогда как в футболе, к примеру, национальная команда создана на базе чернокожих игроков. В последние годы в составе «Бафана-Бафана» выступало лишь несколько белых футболистов, самый известный из которых - Марк Фиш. Сейчас белые футболисты из ЮАР составляют меньшинство среди своих соотечественников и в чемпионате России, где таковыми являются лишь защитники «Ростова» Тони Койл и Мэттью Бут. Остальные, включая любимца болельщиков московского «Локомотива» Якоба Лекхето, имеют черный цвет кожи.
Проблема расизма в мировом спорте возникла давно, и она касалась в основном европейских стран. В основном это происходило в Англии и Германии, касалось даже Франции, где в спорте просто засилье выходцев из Африки. В ЮАР же после того, как к власти пришел Нельсон Мандела, и политика апартеида в стране перестала существовать, ради создания нового общества с расизмом стали бороться на всех уровнях, включая спорт. Но проблему отношений между белыми и черными на правительственном уровне - методом приказа - не решить.
К сожалению, и на российские поля распространилась проблема неадекватного отношения к спортсменам из Африки и Южной Америки.
Еще год назад бывший спартаковец Жерри-Кристиан Чуйсе, защитник сборной Камеруна, обмолвился о том, что «красно-белые» партнеры относились к нему, мягко говоря, свысока. И позволяли себе расистские выражения. Именно со «Спартаком» связан и другой мини-скандал, когда бразильских футболистов, купленных клубом в начале нынешнего сезона, на играх дублеров забрасывали бананами. Популярный в России тропический плод даже попал в анналы российского футбола - официальный протокол матча чемпионата России между «Зенитом» и «Динамо». Тогда, согласно записи резервного арбитра, после удаления сенегальца Паскаля Менди на поле с трибуны был брошен банан.
К слову, пока на недвусмысленное, пусть и довольно безобидное выражение расизма со стороны питерских болельщиков, руководство премьер-лиги пока никак не отреагировало.