Французы славятся своей изобретательностью при организации церемоний торжественного открытия подобных событий. Вспомним хотя бы гигантские фигуры, шествовавшие по площади Согласия в преддверии футбольного ЧМ-2003. Легкоатлетический форум открывали скромнее. Некоторые тайны подготовки к этой церемонии поведала корреспонденту «Газеты.Ru» студентка из Белоруссии, обучающаяся в Университете Сен-Дени. Из родного Минска она вынуждена была уехать изучать прикладное искусство в предместье французской столицы из-за проблем во взаимоотношениях с режимом Александра Лукашенко. По словам моей новой знакомой, пять дней студенты местного университета репетировали шоу открытия сначала на запасном поле, а затем на основной арене. С трибуны разноцветные звездочки на газоне «Сен-Дени» смотрелись эффектно.
Квинтэссенцией подобных церемоний является шествие команд-участниц. Конечно, на Олимпиадах оно смотрится куда лучше. Там все страны стараются блеснуть изысками в области высокой моды. Участники же легкоатлетического чемпионата предпочли выходить на парад открытия в большинстве своем в спортивных костюмах. Исключения можно пересчитать по пальцам одной руки. И без того эффектные бегуньи с Ямайки вышли на дорожку «Сен-Дени» в потрясающих ярких платьях, а спортсмен и спортсменка из Западного Самоа прошествовали босиком с накинутыми на шею ожерельями, напоминающими «новорусские» золотые цепи. Курьезно смотрелся выход команды Киргизстана. За неимением свободных от тренировок спортсменов флаг бывшей советской республики нес темнокожий волонтер, а за ним важно следовала руководящая спортивная дама с громадной сумкой через плечо.
Но еще
до церемонии открытия были разыграны первые медали ЧМ-2003. Чемпион мира-2001 Роман Рассказов не сумел защитить добытый в Эдмонтоне титул, довольствовавшись на сей раз «бронзой».
Получить обстоятельный комментарий от первого российского призера ЧМ-2003 в смешанной зоне не удалось. Отделываясь на ходу общими фразами, Роман рванул от соотечественников-репортеров с такой скоростью, что невольно подумалось: с такой прытью на дистанции он мог бы обойти и установившего в Париже новое высшее мировое достижение эквадорца Джефферсона Переса.
Более словоохотливым оказался Илья Марков, выигравший соревнования на этой дистанции на ЧМ-99 в Севилье. «Чтобы побеждать Переса и испанца Франциско Хавьера Фернандеса нужно быть готовым на порядок лучше, чем мы сейчас, - сказал финишировавший в Париже восьмым Марков. - Возможно ли это? Посмотрим в Афинах. У нас тоже есть резервы». Что подразумевал под этим мастер спортивной ходьбы, сказать трудно. Возможно, надеется на чудодейственную помощь со стороны появившегося в Париже мастера «фармакологической поддержки» Сергея Португалова. Только путь этот весьма рискованный. Тот же Португалов консультировал сборную Финляндии по лыжному спорту. И теперь в стране Суоми нет ни сильных лыжников, способных выступить на Олимпиаде, ни спонсорской поддержки сборной по этому, некогда культовому для финнов виду спорта. С допингом нынче борются на всех фронтах.
Иногда эта борьба приобретает странные формы. Уже здесь
в Париже стало известно, что российская дискоболка Наталья Садова лишена золотой медали чемпионата мира-2001 и, как следствие, премиальных.
Причиной стал результат допинг-пробы, зафиксировавший превышение допустимой нормы кофеина на одну сотую миллиграмма. Наталью не дисквалифицировали, она выступила сегодня в квалификации ЧМ-2003. Да и вообще Всемирное антидопинговое агенство рекомендовало исключить кофеин из списка запрещенных препаратов. Ну, не влияют лишних пару чашек кофе, выпитых перед стартом, на результаты! Но закон есть закон. Медаль пришлось вернуть, чемпионкой мира -2001 объявят пост-фактум белоруску Элину Звереву.
Самое интересное, что эта новость застала врасплох даже организаторов ЧМ-2003. Во всем информационных материалах ее эдмонтонское «золото» значится в послужном списке сборной России. Непонятно даже, когда был вынесен вердикт о наказании спортсменки. Президент ВФЛА Валентин Балахничев утверждает, что бился за Наталью до последнего. Действительно, в истории легкой атлетики не было случая, чтобы допинговое разбирательство длилось так долго.