За Санкт-Петербургом в советские времена прочно было закреплено почетное звание города трех революций. Не случайно на берегах Невы даже такое рутинное событие, как увольнение тренера после завершения срока контракта, порой сопровождалось массовыми сходками болельщиков на Дворцовой площади. Когда президент «Зенита» Виталий Мутко осенью 1996 года решил расстаться с Павлом Садыриным, именно так и было.
Не случайно с таким нетерпением ждали в Питере очередного собрания акционеров клуба.
Благополучно приведя команду к промежуточному финишу на четвертой строчке турнирной таблицы, чешский специалист Властимил Петржела упрочил кредит доверия со стороны владельцев контрольного пакета акций.
Тренер, будучи человеком умным и проницательным, быстро научился ориентироваться в закулисных интригах «Зенита». И попытался в определенных вопросах диктовать свою волю президенту, который, как ему объяснили владельцы контрольного пакета, является таким же наемным работником. Но революционная ситуация, все признаки которой наблюдались еще несколько дней назад, развеялась, как петербургский туман.
Как бы ни хотелось представителям Промстройбанка (через свою дочернюю структуру «Банкирский дом «Санкт-Петербург» именно они скупили контрольный пакет) поставить на президентский пост «своего человека», осуществлять кадровую революцию они не рискнули. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области грядут губернаторские выборы. И дело даже не в том, что определенную роль в них сыграет «зенитовский электорат». Ни для кого не секрет, что после избрания новых глав администраций последует эмиссия акций футбольного клуба. Не случайно в совете директоров оставлены два вакантных места для представителей города трех революций и окружающей его области. А на осень назначено внеочередное собрание акционеров.
Не исключено, что новые боссы и не захотят продолжать «чешский эксперимент». Ведь результат первого круга (этого отрицать никто не станет) сделали воспитанники питерского футбола, раскрыть способности которых вполне по силам российскому специалисту. Безусловно, Петржела до конца чемпионата может усилить свои позиции. Если сподобится вывести «Зенит» не в пятерку (эта задача на сезон еще раз подтверждена на закончившемся собрании акционеров), а в призеры. Пока же явно не на пана Властимила сработал его критический отзыв о работе тренера резерва Вячеслава Мельникова, собственно, и внесшего основную лепту в подготовку резервистов, столь ярко заявивших о себе в последних матчах.
В отношении опытных игроков стороны пошли на компромисс.
Акционеры удовлетворили просьбу Петржелы, которому оказались не нужны Алексей Игонин, Саркис Овсепян, Сергей Осипов, а также подзабытый в суете трансферных страстей Предраг Ранджелович.
Однако просить покупать на места выбывших бойцов новых чешских легионеров Петржела не стал. Да никто ему этого и не позволил бы сделать. Неожиданностью можно считать разве что настойчивость, с которой пан Властимил отстаивал кандидатуру Андрея Аршавина. Ведь до сих пор главный тренер «Зенита» не находил в своих тактических схемах места для полузащитника молодежной сборной, да и отзывался о нем весьма критически.
Президент же клуба специально подчеркнул, что игроков, еще вчера определявших игровое лицо команды, не выставят на трансфер. Им просто помогут с дальнейшим трудоустройством, причем не исключен и зарубежный вариант. «По-человечески Игонин с Овсепяном это заслужили, — сказал Виталий Мутко. — А у Осипова уже есть конкретные предложения».
Особо были отмечены успехи «Зенита» в финансово-хозяйственной деятельности. «Прибыль, по итогам минувшего года, составила 9 миллионов рублей, — с гордостью подчеркнул единогласно переизбранный президент. — Это позволит выплатить акционерам пусть и небольшие, где-то по 100 рублей на акцию, но все же дивиденды. Если и дальше процесс капитализации клубной экономики пойдет так же успешно, акции клуба будут пущены в свободную продажу». Это, действительно, на революционный прорыв похоже, хотя столпотворения желающих купить немного Кержакова и Петржелы пока не наблюдается.