Исполком Олимпийского комитета России (ОКР), прошедший в среду, должен был рассмотреть два вопроса. Первый касался подведения промежуточных итогов подготовки российских спортсменов к летней Олимпиаде 2004 года, а затем планировалось обсудить выдвижение Москвы на организацию Олимпиады-2012. Собственно, эта часть Исполкома и представлялась главной.
Однако уже через несколько минут после начала Исполкома выяснилось, что вопрос о «московской заявке» с повестки дня снят. Вице-президент Международного олимпийского комитета Виталий Смирнов сообщил собравшимся, что обсуждение откладывается вследствие неопределённости позиции правительства России по данному вопросу.
К нему вернутся позже, когда от политического руководства России будут получены необходимые гарантии поддержки кандидатуры Москвы. Прежде всего имеются в виду гарантии экономические.
Время с подачей заявки действительно терпит. Только в мае нынешнего года Международный олимпийский комитет (МОК) вышлет национальным олимпийским организациям письмо, в котором им будет предложено выдвигать кандидатуры на проведение летней Олимпиады 2012 года. Это письмо, в котором будут перечислены требования к организации Игр, будет разослано абсолютно всем членам МОК (их, как известно, насчитывается более двух сотен). До середины июля национальные комитеты должны дать ответ, будут ли они выставлять свою кандидатуру на организацию Игр. В ответном письме в МОК должен быть указан город, который сможет организовать Олимпиаду. Такая заявка отнюдь не дает право тому или иному городу считаться кандидатом на проведение соревнований. Он всего лишь получит право называться аппликантом. Лишь после рассмотрения в МОК будет определен круг городов-кандидатов, которым предстоит побороться за звание организатора Олимпиады-2012. Итоговое же голосование состоится летом 2005 года.
Такому глобальному проекту, как летняя Олимпиада, действительно необходима полномасштабная правительственная поддержка. Но даже наличие всеобъемлющих гарантий со стороны властных структур само по себе неспособно обеспечить московской заявке сколько-нибудь весомые шансы на успех. За последний год России уже не раз отказывали в проведении спортивных и культурно-экономических форумов. Сразу же приходят на память неудачи с планами проведения в России чемпионата мира по лёгкой атлетике 2005 года, чемпионата Европы по футболу 2008 года и выставки «Экспо-2010».
Очередной отказ может стать новым ударом по престижу российской спортивной и политической элиты. Шансы же Москвы на получение права на проведение Игр 2012 года откровенно невелики.
Если российская столица все-таки будет выдвинута на право принять уже вторую в своей истории Олимпиаду, то ей предстоит выдержать весьма серьёзную конкуренцию. Борьба за организацию летних Игр пойдет между довольно сильными конкурентами. На этот раз олимпийское движение ждёт не просто конкурс, а суперконкурс. О намерениях выступить в роли организатора Игр-2012 уже заявили такие крупнейшие мегаполисы, как Нью-Йорк, Лондон, Мадрид, Рио-де-Жанейро и Париж. Собирается вмешаться в этот спор и Германия, чей кандидат будет обнародован 12 апреля (вероятнее всего, им станет Берлин).
Понятно, что участие в таком конкурсе потребует всесторонней и взвешенной оценки. К организации соревнований такого масштаба крайне осторожно относятся даже в столь развитой в индустриальном плане стране, как Великобритания. Власти Лондона, например, уже подсчитали, что подготовка к Играм обойдется городу в $4,05 млрд. Теперь в Олимпийском комитете Великобритании так же, как и у нас, ожидают получения финансовых гарантий от правительства. Игры любой ценой — ради повышения внешнеполитического престижа или же демонстрации идеологических ценностей — сейчас никому уже не нужны.
Иное дело — российские внутриполитические игры. Проблему выдвижения (или невыдвижения) Москвы нужно рассматривать, помня о намечающихся реформах в российском спорте.
Новая структура, Всероссийская спортивная конфедерация, слухи об образовании которой появились на прошлой неделе, грозит подмять под себя весь российский спорт, включая и ОКР — его нынешний руководящий орган.
Разумеется, руководство ОКР в лице его президента Леонида Тягачева и союзного ему вице-президента Международного олимпийского комитета Виталия Смирнова отнюдь не пребывает в восторге от перспективы получить над собой сильный контролирующий орган. И хотя в самом ОКР говорят, что о создании этой организации пока лишь ведётся дискуссия, позиции и влияние вдохновителей новой структуры нельзя недооценивать. Всем известно, чем у нас в стране заканчиваются дискуссии, в ходе которых обсуждается дележ бюджетных средств.
И вот в свете возможного ущемления полномочий ОКР возникает вопрос: а зачем вообще нужно было заявлять на повестку дня исполкома ОКР столь скользкую тему, как организация Олимпиады-2012? Тем более что спешки пока никакой нет.
Ведь его внезапное снятие с повестки дня исполкома дает повод противникам нынешнего руководства ОКР заявить о некомпетентности Тягачева и компании.
Недовольство деятельностью Леонида Тягачева было сильно ещё в дни провальной для России зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, теперь же неготовность вопроса с московской заявкой его только усилит. Лоббистам создания новой спортивной организации того-то и надо. Так зачем требовалось анонсировать вопрос об олимпийских перспективах Москвы?
Получается, что руководство Олимпийского комитета заранее уведомило всех об обсуждении московской заявки для того, чтобы подтолкнуть правительство к форсированному принятию какого-либо решения. Понятно было, что сразу отказаться от выдвижения столицы в правительстве едва ли могли — слишком уж очевидным был бы удар по престижу России и её властных структур. Документальное же подтверждение поддержки правительством России кандидатуры Москвы выглядело бы как кредит доверия руководству ОКР. Получив его, нынешняя верхушка отечественного спорта обладала бы важным козырем в борьбе против создания Российской конфедерации спорта. В ОКР поддержки из властных структур, очевидно, ждали до последнего часа. О том, что вопрос о Москве-2012 на исполкоме рассматриваться не будет, стало известно лишь в самом начале заседания. Обсуждение же подготовки к афинским играм прошло в атмосфере привычной текучки, после чего участники исполкома спешно отбыли на панихиду по умершему в воскресенье Валерию Брумелю.
Очевидно, что по результатам формально «пустого» по своим итогам собрания Олимпийскому комитету России нанесено серьёзное поражение. Тягачев, Смирнов и их соратники, рискнув форсировать события, элементарно «подставились». Анонсированный вопрос о, казалось бы, уже решенном выдвижении Москвы на звание хозяйки летних Олимпийских игр 2012 года неожиданно повис в воздухе, что неизбежно поднимет новую волну публикаций о профпригодности руководителей ОКР. Вне всяких сомнений, вслед за ней пойдут и разговоры о создании нового контролирующего спортивного органа. Борьба за власть над судьбами российского спорта только начинается.