— Завершившийся вчера турнир я бы охарактеризовал как столкновение двух поколений на шахматной арене. К одному я бы отнес шахматистов, кому около тридцати (Бареев, Крамник, Иванчук, Широв, ван Вели, Топалов, Ананд, Полгар), а к другому — тех, кому еще нет двадцати (Раджабов, Пономарев, Грищук). Молодое поколение начинает заявлять о себе во всеуслышание.
Если подводить итоги, то Ананд доказал, что он действительно один из сильнейших шахматистов мира. Весь турнир он провел на очень высоком уровне и на финише, когда стал единолично лидировать, ситуацию полностью контролировал и никому не дал ни единого шанса усомниться в своем мастерстве. Так что его победа меня ничуть не удивила. До последнего тура вела борьбу за первое место единственная представительница женского пола, венгерка Юдит Полгар, которая в заключительном туре не смогла одолеть совсем юного Раджабова, а то бы в случае поражения или ничьей Ананда могла бы его догнать. Впрочем, даже второе место для Юдит считается несомненным успехом. Она, как и Виши, не проиграла ни одной партии.
Третьим призером стал россиянин Евгений Бареев, который по сравнению с прошлым турниром выступил менее успешно (год назад он был победителем турнира), но тем не менее его результаты несколько удивляют. Это очень опытный шахматист. Больше половины партий с его участием оказались результативными, потому что Евгений стремился обострить позицию, но в любом случае раньше у него было больше ничьих. В итоге получилось, что он выиграл больше всех партий на турнире (пять из тринадцати), но в трех уступил.
Далее идет группа шахматистов, набравших по семь очков. Это россияне Владимир Крамник и Александр Грищук, испанец Алексей Широв, голландец ван Вели и украинец Василий Иванчук. Из этой пятерки больше всех разочаровал чемпион мира по классическим шахматам Крамник. Лично у меня складывается такое ощущение, что после победы над Гарри Каспаровым он несколько замедлился в своем развитии. А ведь раньше Крамник рос на глазах. В общем, Владимир не показал той игры, которую от него ждали, хотя не проиграл ни одному из призеров. Порадовал молодой Грищук, который проиграл лишь дважды, да и то второму и третьему призерам.
Впрочем, победы над Красенковым, Шировым и Раджабовым сделали его показатель плюсовым.
Без всякого сомнения можно сказать, что Грищук завоевал прочное место в шахматной элите. Широва я бы отнес к «неровным» шахматистам, то есть тем, кто может любого обыграть и в то же время любому проиграть. В своих партиях он часто идет на обострение, но иногда риск бывает неоправдан. Ван Вели доказал, что является самым сильным голландским шахматистом. Еще до последнего тура он имел неплохие шансы на второе место, но поражение в заключительном туре белыми от Широва лишило его шансов даже на третье место.
Иванчук показал себя самым миролюбивым шахматистом. Первые девять партий он сыграл вничью, затем победил явного аутсайдера Яна Тиммана, потом у него вновь была ничья, а на финише он сначала уступил Барееву, а затем переиграл чемпиона мира ФИДЕ Руслана Пономарева. Благодаря успеху в последней партии украинец вышел в «плюс один».
Пятидесятипроцентного результата в турнире добились азербайджанец Раджабов и болгарин Топалов. Про первого могу сказать, что для него это фантастический показатель — ведь ему всего 15 лет. Теперь все мы знаем, что в Азербайджане появился шахматист высокого класса. А второй выступил не очень удачно для себя. Мог бы и лучше сыграть.
11–12-е места поделили два шахматиста разных поколений — 12-й чемпион мира Анатолий Карпов и самый молодой чемпион мира в истории шахмат Руслан Пономарев. Турнир показал, что первому после того, как он перешел 50-летний рубеж, стало тяжело бороться с молодыми шахматистами. Пономарев на самом деле разочаровал, но на его игре не могла не сказаться ситуация вокруг предстоящего матча с Каспаровым. А игра на двух фронтах никогда не способствовала успеху. Как раз эти сложности Руслану и мешали проявить все свои возможности. А отсюда и такое количество необъяснимых поражений — пять в тринадцати матчах.
И наконец, замыкают таблицу поляк Красенков и голландец Тимман. Про последнего могу сказать, что ему тоже, как и Карпову, нелегко играть с более молодыми соперниками.
— И все же, если оценивать турнир в целом, что бы вы назвали главной неожиданностью?
— Наверное, один момент выделить мне не удастся. Скажу, три: это, во-первых, великолепная победа Ананда, затем — блестящее выступление Полгар (до нее в истории шахмат женщины подобных успехов в мужских турнирах не добивались) и, наконец, высокий класс игры Бареева.
— А как вам молодежь?
— Понравилась, особенно Грищук и Раджабов. Вообще, сейчас тенденция современных шахмат несколько иная, они сильно помолодели. Если в мое время чемпионом мира становились в 30–40 лет, сейчас чемпион мира определяется в 20 лет. А, поверьте мне, к сорока ему будет уже тяжело, нервы все потреплет. А что же тогда говорить о пятидесятилетних? Хотя бывают исключения. Взять того же Корчного, который до сих пор неплохо выступает в турнирах.
— Этот турнир является традиционным и проводится уже далеко не первый год. Насколько изменилось это соревнование за последние годы?
— Турнир в Вейк-ан-Зее всегда был одним из элитных в Европе. Помимо турнира в Голландии к этому числу можно отнести соревнования в Линаресе, Дортмунде. И рейтинг турнира в Вейк-ан-Зее постоянно растет.