В среду Европейский парламент в Страсбурге принял решение ввести всеевропейский запрет на рекламу табачной продукции. Два года тому назад Европейский суд постановил, что попытки ввести подобный запрет выходят за компетенцию Евросоюза, однако теперь правила изменились. Запрет будет распространяться на табачную рекламу в газетах и журналах, как выходящих в странах Евросоюза, так и нацеленных на этот рынок. Кроме того, запрет относится к рекламным акциям в интернете и к транснациональным событиям, таким, как гонки в классе «Формула-1».
Запрет вступит в силу с 1 июля 2005 года — на шесть месяцев раньше, чем запланировала введение подобного запрета ФИА. Но для королевских гонок еще не все потеряно, так как этот запрет должен еще быть ратифицирован министрами здравоохранения стран, входящих в ЕС, а это вызовет серьезные споры.
Особенно жестким будет сопротивление Австрии и Германии, где рекламный «табачный» рынок приносит в казну миллиарды долларов.
Кроме того, в этих странах проходят три этапа «Формулы-1» — в Спилберге, Нюрбургринге и Хоккенхайме.
Предложение о запрете было принято простым большинством голосов — 311 против 202, но, несмотря на исход голосования, табачные компании и издательства, выпускающие газеты, заявили о намерении вновь опротестовать в суде правомерность запрета, как сделали это раньше.
Напомним, что совет ФИА уже довольно давно принял постановление о введении с 2006 года запрета на рекламу табака в чемпионатах по автогонкам.
«При вступлении в силу представленной Всемирной организацией здравоохранения конвенции о контроле над табаком в конце 2006 года ФИА введет международный запрет на рекламу табака и привлечение производителей табачных изделий в качестве спонсоров соревнований и участников», — говорилось в заявлении.
При этом представители ФИА подчеркнули, что ни сама федерация, ни официальные чемпионаты не спонсируются табачной индустрией.
Однако в последние 30 лет команды и отдельные гонки получают спонсорскую поддержку от табакопроизводителей. Наибольший доход от рекламы табака получают команды «Формулы-1» и чемпионата мира по ралли — более 350 млн долларов в год. Естественно, что если запрет на рекламу табака будет ратифицирован во всех чтениях и принят к выполнению, то в 2005 году команды недосчитаются в своих карманах очень крупной суммы.
Всемирная организация здравоохранения совместно с ведущими спортивными организациями начала всемирную кампанию за свободный от табака спорт практически ровно год назад. Международный олимпийский комитет, ФИФА и ФИА тогда поддержали призыв запретить курение на спортивных событиях и положить конец всем формам рекламы табака. Ярким примером вреда табачной рекламы служит то, что в 1996 году проходивший за счет денег табакопроизводителей чемпионат мира по крикету в Индии сопровождался пятикратным увеличением уровня курильщиков среди индийских подростков.
«Членам Европарламента удалось сохранить ясную голову в табачном дыму», — сказал комиссар ЕС по вопросам здравоохранения и защиты потребителей Дэвид Бирн сразу после заседания. Напомним, что в прошлом месяце Бирн подвег резкой критике руководство ФИА, которое обвинил в том, что ради денег они забывают обо всем. Тогда Берни Экклстоун и Макс Мосли посоветовали Бирну попридержать язык, но теперь, видимо, так сказать повторно будет очень сложно.
Хотя, если на борьбу с табачной рекламой все встали так дружно, почему же тогда в Европе продолжают практиковаться субсидии землевладельцам, которые выращивают табак? Може быть, Мосли и Экклстоун правы — если бороться с курением, то по правилам, которые для всех должны быть одинаковы.