04 сентября 2014, 03:14
Фото
Взрывы жилых домов — прошло 15 лет
close
Улица Гурьянова, 9 сентября 1999 года.
В ночь на 9 сентября 1999 года на улице Гурьянова в столице прогремел мощный взрыв — погибли 100 человек, еще 690 получили ранения. Мощность взрывного устройства составила 350 кг в тротиловом эквиваленте
Улица Гурьянова, 3 сентября 2014 года.
«Я представлял более 100 потерпевших по этому делу. Теракты на Каширке, на улице Гурьянова и в Волгодонске были объединены в одно уголовное дело. Боевики Адам Деккушев и Юсуф Крымшанхалов получили пожизненное, остальных исполнителей ликвидировали, — вспоминает адвокат Игорь Трунов. — У осужденных террористов мы выиграли 1,8 млн рублей в пользу Тамары Горбылевой (пострадавшей во время теракта на улице Гурьянова. – «Газета.Ru»), у которой в результате теракта погибли дочь, зять и внук. Таким образом, мы доказали, что институт взыскания с террористов каких-то денег не работает. Получили с Деккушева 50 рублей, так он еще и жалобу написал, что эти 50 рублей ему родственники перевели, а судебные приставы сняли со счета».
Улица Гурьянова, 9 сентября 1999 года.
Компенсации, которые получили пострадавшие от терактов, были мизерными, продолжает Трунов. «После взрывов на Каширке и на улице Гурьянова родственники погибших получили по 5 тыс. рублей. Взрывы были настолько мощные, что в этих домах погибли почти все. Были еще семьи, которые по воле случая были на даче, и их дом взорвали. Правительство Москвы им предоставило квартиры – только тем, кто прописан. Только проблема была в том, что им достались голые стены. Люди спали на полу, — объясняет он. — На 5 тысяч даже кровать не купишь. За пенсию тоже ничего не купишь. Когда квартиру взрывают, теряешь все, что наживается всю жизнь».
Улица Гурьянова, 3 сентября 2014 года.
В рамках этого уголовного дела был интересный момент, говорит Трунов. «Борис Березовский пытался доказать, что эти теракты якобы были совершены спецслужбами. У меня была брошюра на руках, которую распространял Березовский, и мы проверили доказательства, на которые он ссылался. В результате расследования мы выяснили, что это была фабрикация, и ни один из фактов из брошюры не подтверждался, свидетельские показания опровергли их», — говорит юрист.
Улица Гурьянова, 9 сентября 1999 года.
Судебный процесс шел в закрытом режиме. Адвокат Трунов считал, что это неправильно: «Я и тогда возражал. Наоборот, надо было прямую трансляцию в интернете вести, а они взяли его и закрыли. Такие на тот момент были тенденции. Если бы процесс был публичным, многие вопросы отпали бы сами собой».
Улица Гурьянова, 3 сентября 2014 года.
Еще одна проблема, которая, по словам Трунова, осталась нерешенной, заключалась в том, что правительство Москвы не выделило достаточное количество средств на экспертизу ДНК погибших. «Те части тел, которые выкопали из-под обломков домов, долгое время лежали в трупохранилищах, потом их утилизировали. Так что в основном хоронили пустые гробы», — вспоминает он.
Каширское шоссе, 13 сентября 1999 года.
13 сентября взорвался дом, расположенный по адресу: Каширское шоссе, 6. Жертвами стали 124 человека, семь были ранены. Вскоре после этого, 16 сентября, произошел взрыв в Волгодонске. Там погибли 19 человек, пострадавшими признаны более тысячи. «Хорошо, что двоих поймали, доказали вину, террористическую группу уничтожили. Но остается вопрос — финансисты и организаторы. Поймали-то исполнителей, — говорит адвокат Трунов. — Деккушев и Крымшанхалов – это темные необразованные бедные деревенские ребята, которые пошли на это за небольшие деньги».
Каширское шоссе, 3 сентября 2014 года.
«Боевику Деккушеву за взрыв домов в Москве обещали $4 тыс., — говорит адвокат Трунов. — За эту сумму он взорвал дома, потом приехал в тренировочный лагерь террористов «Исламский институт Кавказ», просит обещанных денег, а ему арабский наемник Абу Умар сказал: «Ты же выполнил богоугодное дело, тебе Аллах воздаст». Ему даже эти 4 тысячи не выплатили – при всей мизерности этой суммы. Но за этим стояли, конечно, серьезные люди. Вот здесь цепочку не проследили. Абу Умара застрелили в очередной перестрелке, но кто финансировал, кто организовывал – осталось тайной».
Каширское шоссе, 13 сентября 1999 года.
Процесс по делу о взрывах домов в Москве и Волгодонске завершился в Мосгорсуде в январе 2004 года. Суд приговорил к пожизненному заключению уроженца Карачаево-Черкесии 42-летнего Адама Деккушева и жителя Кисловодска 37-летнего Юсуфа Крымшамхалова. Деккушев и Крымшамхалов обвинялись по шести статьям Уголовного кодекса, среди которых «Терроризм» и «Убийство с особой жестокостью».
Каширское шоссе, 3 сентября 2014 года.
Оба подсудимых только частично признали свою вину. Так, Деккушев не отрицал, что участвовал в закупке компонентов для изготовления взрывчатки и перевозил уже готовый гексоген. Однако он опроверг свои показания, которые дал во время следствия. Деккушев утверждал, что не знал, что теракт был направлен против людей, и выступал за то, чтобы взорвать какой-нибудь технический объект, например мост. В свою очередь, Крымшамхалов заявил, что не имеет отношения к взрыву в Москве, и подтвердил свою причастность к подготовке теракта в Волгодонске.
Каширское шоссе, 13 сентября 1999 года.
По данным следователей, житель Кисловодска Юсуф Крымшамхалов был «правой рукой» организатора взрывов жилых домов Ачемеза Гочияева, уроженца Карачаево-Черкесии, прописанного в Москве. Всего в группу Гочияева входили 15 человек, в том числе Юсуф Крымшамхалов, Адам Деккушев, Тимур Батчаев, Хаким и Алим Абаевы и Денис Сайтаков.
Каширское шоссе, 3 сентября 2014 года.
Следователи выяснили, что к взрывам в Москве и Волгодонске террористы готовились на базах боевиков в Сержень-Юрте, а также в Урус-Мартане на заводе минеральных удобрений, где была изготовлена смесь взрывчатки. По версии следствия, техническими инструкторами боевиков были арабские наемники Абу Умар и Абу Джафар, идейным вдохновителем и заказчиком терактов – полевой командир Хаттаб. Все они были позже убиты.
Теракты осени 1999 года унесли жизни сотен наших сограждан. 15 лет назад, 4 сентября, был взорван дом военнослужащих в дагестанском Буйнакске — 64 погибших, 146 раненых. В ночь на 9 сентября 1999 года в Москве был взорван жилой дом на улице Гурьянова. 13 сентября взорвался дом, расположенный по адресу: Каширское шоссе, 6. А 16 сентября произошел взрыв в Волгодонске. Теракты в Москве и Волгодонске были объединены в одно дело.