Как собирают метропоезда «Москва»
В просторных, чистых и светлых помещениях, цехов завода «Метровагонмаш» собираются современные вагоны метро «Москва», которые постепенно заменяют старенькие «ежи» — вагоны серии ЕЖ — Московского метрополитена. Производство работает как часы — в 2019 году завод выпустил 600 вагонов, а в 2020 году планирует дать 800. Увидеть то, как происходит сборка «Москвы», а также другого продукта «Метровагонмаша», рельсового автобуса, можно в галерее «Газеты.Ru».
close
В кузовном цеху происходит первоначальная сборка вагона. Каждый из них состоит из трех частей: крыши, боковины и рамы.
Когда-то сварка крыши вагона производилась вручную. Теперь же этим занимается робот. Если раньше крышу делали за смену, то теперь эта операция занимает 3,5 часа.
Этот комплекс предназначен для роботизированной лазерной сварки элементов боковины вагона.
Для ускорения процесса изготовления каркасов боковин комплекс включает в себя два рабочих стола. После предварительной сборки стол с заготовками перемещается в рабочую зону, после чего два робота-манипулятора выполняют операцию сварки в автоматическом режиме. После завершения процесса сварки, готовое изделие снимают с рабочего стола и операторы выполняют сборку следующего каркаса.
Все станки подключены к системе Naviman. Рядом с каждым станком находится планшет, который позволяет контролировать работу станка и указывать причину простоя. В конце года можно подвести итоги: часто ли оборудование ломалось, необходима ли замена, загружено оно, или недозагружено.
Все планирование на предприятии осуществляется под управлением системы 1С. На этом табло можно наглядно видеть, как идет сборка вагонов, насколько рабочие успевают выполнять план.
Окончательная сборка вагонов поезда «Москва» производится в Вагоносборочном цехе № 217. Здесь организованны три линии сборки: каждый день в начале каждой линии встает окрашенный кузов и каждый день с нее сходит готовый продукт.
Сборка одного вагона в этом цехе занимает семь дней. На каждой линии находится по семь позиций. В конце смены после выполнения необходимых сборочных операций и проведения контроля ОТК на каждой позиции произойдет сдвижка вагонов. На следующий день на всех 3-х линиях операции на позициях повторяются. Рабочие закреплены за своими позициями.
Для ускорения процесса сборки, после первой позиции кузов поднимается с помощью специальных домкратов на высокие тележки — чтобы монтаж производился как снизу, так и внутри вагона одновременно.
В вагоносборочном цехе № 217 происходит монтаж кабелей, кондуитов, электронной начинки вагона. Производится установка кондиционеров, обеззараживателей воздуха, а также камер видеонаблюдения.
Все комплектующие, которые должны быть установлены в вагоне на конкретной позиции, поставляются на него закрепленными на большом стенде, где они распределены по порядковым номерам. Концепция бережливого производства, внедренная на предприятии, упрощает сборку и позволяет оптимизировать временные затраты.
2019 год для «Метровагонмаш» стал годом принципиально нового продукта – рельсового автобуса РА-3, который уже введен в эксплуатацию и осуществляет перевозку пассажиров в Центральном федеральном округе и на Дальнем Востоке. По контрактам с «Центральной ППК» и «РЖД» было поставлено 48 вагонов рельсовых автобусов. В планах на 2020 год – изготовить 78 вагонов.
История «Метровагонмаша» насчитывает более 120 лет. За это время предприятие занималось выпуском широкого профиля продукции: от железнодорожных вагонов до грузовиков и даже инкассаторских машин. Сейчас «Метровагонмаш» производит вагоны «Москва» 81-765/766/767, 81-765.2/766.2/767.2, 81-765.Б/766.Б/767.Б, 81-765.5/766.5/767.5, 81-765.4К/766.4К, а также рельсовые автобусы и дизель-поезда.